Дети с ОВЗ являются полноправными членами общества и обладают потребностями к приобщению разнообразным формам образования труда, и конечно к культуре. Дети с ОВЗ являются неотъемлемой частью общества и они вносят свой вклад в окружающую их действительность.
Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ возможна только с формированием системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, которое включает в себя и экологическое воспитание. Системный подход воспитателей при формировании у проблемных детей экологических представлений, позволяет снизить силу цинизма, без духовности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей.
Экологические знания формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Чувство любви к природе формируется у детей через восприятие мира природы, что включает: Отзывчивость на проявления природы (интерес);
Познание мира природы;
Скачать конспект
Практическое взаимодействие с миром природы.
Эстетическое восприятие. Разработав проект по экологии, начала работать со своими воспитанниками.
Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.
Чтобы повысить эффективность воспитания экологической культуры у воспитанников с ОВЗ я использую различные формы и методы работы с детьми:
Инсценировки;
- экологические занятия;
- метод проектов;
- трудовой десант;
- уроки доброты;
- экологические экскурсии;
- экологические конкурсы;
- экологические праздники;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);
- экологические сказки.
Нельзя привить эмоциональное отношение к природе только по книгам и рисункам. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо ощутить запах травы, услышать пение птиц и в этом активно помогают ежедневные прогулки на свежем воздухе. Каждая прогулка включает в себя тематические беседы взрослого, чтение стихов, отгадывание загадок, игровые задания, дети учатся сосредотачивать внимание на предметах окружающего мира и явлениях природы, анализировать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи во время наблюдения за сезонными изменениями природы, птицами, насекомыми, растениями. Совместно с детьми делаем кормушки, ежедневно подкармливаем зимующих птиц. Осенью собираем листья деревьев, кустарников, шишки, семена деревьев, сушим цветы, тем самым, приобщая детей с ограниченными возможностями здоровья к работе с природным материалом, поделки из которого дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту, оформляем гербарий. Труд создаёт особенные благоприятные условия в развитии мышления и воспитания любви к природе. С самого начала работы педагог следит за ходом ее выполнения ребенком, за тем, не потерял ли он инструкцию, предупреждает отвлекаемость, ошибки, но при этом старается не вмешиваться, предоставляя ему самостоятельность. Когда ребенок не понимает, подробнее объясняет ему правила, начинает работу вместе с ним, постоянно уменьшая свою долю участия в совместном занятии. Необходимо учитывать физическое и психологическое состояние ребенка, он не может продуктивно работать, будучи больным и усталым. Дети вовлекаются в процесс и могут сами не замечать усталости, задача педагога вовремя переключить ребенка. Для этого создана картотека экологических физминуток и подвижных, дидактических игр. Большую роль в формировании познавательного интереса к природе играет исследовательская деятельность, что очень любят мои воспитанники. Им нравиться самим проводить опыты с песком, водой, воздухом. На таких занятиях дети раскрепощаются, что не маловажно для детей с таким диагнозом. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности. Участвуем с детьми в международных, районных, областных конкурса. Где получаем призовые места. На базе детского дома оформляем выставки своих лучших работ.
|