ГБОУ Школа№185, образовательная площадка по адресу: Генерала-Рычагова 7А, воспитателей: Исаковой Анастасии Викторовны и Бурой Оксаны Александровны.
Актуальность проектной деятельности:
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействие человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности дошкольников на природоохранительную активность их экологической культуры.
Скачать презентацию
Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие дошкольника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности дошкольника.
Подготовительная часть:
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Проблема нашего проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью исследования у детей старшего дошкольного возраста.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, сделали вывод, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А такими методами и являются экспериментирование, опыты, наблюдения. Все эти методы сейчас активно внедряются в образовательный процесс. Современные дети мало задают вопросов взрослым, находят ответы в интернете, так как живут и развиваются в эпоху информатизации. А ведь именно через опыты, экспериментирования, исследования, особенно в старшем дошкольном возрасте, ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи рассматриваемого явления.
Развивая детей по всем основным направлениям, интегрируя образовательные области во всех видах НОД, применяем элементы проблемного обучения, потому что главная наша цель — формировать в детях инициативность, активность и самостоятельность, развивать умение делать правильный выбор, отстаивать своё мнение и находить решение проблемы.
В соответствии со структурой данной деятельности определили задачи и содержание своей работы:
- Обучать детей проектно — исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений.
- Побуждать и активно поддерживать интерес к окружающей природе через различные виды деятельности.
- Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально-положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам природы.
В своей совместной работе с детьми я использую методы проблемного обучения: метод проектов, методы системного анализа, метод противоречий.
Развивающая предметно – пространственная среда стимулирует детскую инициативность, познавательный интерес к уже освоенным темам и даёт простор для самореализации каждого ребёнка, поэтому систематически усовершенствуем развивающую предметно – пространственную среду.
Дети должны научиться:
В повседневной жизни сформировать потребности, привычки экологически гуманного поведения.
Отражать полученные знания и впечатления в сюжетно-ролевых играх, интеллектуальной деятельности, изобразительном творчестве и других образовательных областях.
Определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Особый образовательный эффект достигается в процессе проведения мероприятий с вовлечением в них родителей.
Сегодня перед большинством воспитателей детских садов стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком. В результате общения родители не только получают ценную информацию по тому или иному вопросу воспитания, но и вместе с педагогами определяют способы решения возникающих трудностей, намечают пути преодоления детско-родительских конфликтов, учатся использовать лучшие педагогические инновации в общении со своим ребенком.
С родителями велась работа на протяжении всего года: проводились беседы и консультации, опросы и анкетирование на экологические темы, участие в субботнике, изготовление скворечников и т.д.
От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Вместе с родителями и детьми мы оформили экологическую выставку «Сохраним природу вокруг нас»
Главная задача родителей:
- поддерживать интерес детей к природе
- поощрять их экологически грамотные поступки
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду
- и, конечно же, быть во всем примером.
Результатом совместной работы служат интересные работы детей и родителей, для участия в различных мероприятиях. Участие в организационно-методической работе ДОУ, конкурсах и т. д
Заключительная часть
Создав определенную эколого-развивающую среду, систематически и творчески организуя детскую деятельность при активном участии родителей, мы положили начало формированию человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
Список использованной литературы:
- Акимов Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. -М.: Просвящение, 2007.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р, Познавательно-исследовательская деятельность: Методическое пособие. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012
- Дидактические игры -занятия в ДОУ/автор -составитель Е. Н. Панова. — Воронеж: ТЦ "Учитель", 2006
- Молева И. Наш общий дом-Земля! //журнал "Дошкольное воспитание №3 2011г.
- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
- Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. — Волгоград: Учитель, 2011
- Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. -СПб.: ООО"Издательство "Детство-Пресс", 2012
|