Климова Мария Вадимовна Воспитатель 1-ой квалификационной категории
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…». В. А. Сухомлинский.
Актуальность проекта.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей.
Скачать конспект
Существуют различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Однако, воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т. п.).
Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно и формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда он поймет природу как особую ценность. Вот почему задача воспитания экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы, актуальна и перспективна в наши дни.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Для того чтобы получить необходимые знания в нашем детском саду имеются все необходимые условия: в групповой комнате — уголок природы; на территории ДОУ — экологические тропа, уголок леса, огород. В достаточном количестве наглядный иллюстрационный материал, дидактические игры экологического содержания, методическая, справочная и детская художественная литература.
Цель проекта:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Ожидаемые результаты:
Дети:
Сформированы элементарные представления о временах года
Сформировано представление о труде взрослых в разное время года
Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы
Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы
Родители:
Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания
Повысился уровень экологической воспитанности родителей
Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы
Привлекают детей к совместному труду в природе
Вид проекта: образовательный, игровой.
Продолжительность проекта: октябрь – май.
Участники проекта: Воспитанники младшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.
Этапы работы над проектом.
I этап – подготовительный
Постановка цели, задач проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала.
Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
Перспективное планирование проекта.
II этап – основной (практический)
Ознакомление с литературными произведениями.
Рассматривание иллюстраций и беседы по ним.
Разучивание потешек.
Прослушивание и обсуждение художественных произведений.
Дидактические и пальчиковые игры.
Просмотр мультфильмов.
Консультации для родителей.
III этап – заключительный.
Проведение развлекательного мероприятия. Анализ результата проекта.
Направления Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Игра-драматизация «Репка», «Теремок»
Дидактическая игра «Овощи», «Волшебный мешочек»
Физическое развитие Подвижные игры «Огуречик», «Солнышко и дождик»
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Физкультминутка «Огород у нас в порядке»
Речевое развитие Рассматривание сюжетных картин
Посадка лука
Беседы «Дикие и домашние животные», «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки»
Познавательное развитие Загадки, стихи про овощи
Обогащение словарного запаса, связной речи
Ознакомление с природными явлениями, свойствами песка, снега, воды
Художественно-эстетическое развитие Чтение сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»
Рисование «Листопад», «Дождик капает», «Около домика выросла ёлочка», «Вот зима, вокруг бело»
Лепка «Созрели яблочки в саду», «Зайчик», «Снеговик»
Трафареты, раскраски с овощами, фруктами
Предполагаемый результат:
Дети должны получить первичные представления о природе, многообразии животного и растительного мира планеты, иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану природы, осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны и формирование практических знаний, умений, навыков в уходе за растениями, животными. Активизировать работу в уголке природы.
Вывод
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду — это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.
|