С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов.
Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.
Развитие интеллектуальных способностей дошкольника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.
Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Задачей педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. Настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей я определила следующие задачи:
• Расширять представления детей о "большом мире" через мультимедийные презентации.
• Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
• Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели. (мнемотаблицы)
• Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).
Опыт моей работы убеждает меня в том, что в детском саду необходимо создавать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:
• Восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания самого себя и другого человека);
• Наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями (мнемотаблицы);
• Творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем. Поэтому на первом этапе работы мною была преобразована предметно-развивающая среда в групповом помещении. Среда организована таким образом, что она побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка, дает разнообразные и меняющиеся впечатления
Работа над развитием познавательно-интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, включает в себя деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей.
Предполагает установлению новых взаимоотношений взрослых с детьми, отношений тесного сотрудничества и партнерства. А при таком подходе не только воспитатели, но и родители включаются в образовательно-воспитательный процесс.
Все вышеперечисленное дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу реализации поставленных задач вошли основные направления работы с детьми и родителями:
• Познавательные занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
• Творческие задания, коллекционирование; решение логических задач;
• Развивающие игры и упражнения; познавательные опыты;
• Анкетирование; консультационный материал (для педагогов и родителей)
Такая целенаправленная работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению. А родителям в свою очередь быть активными участниками образовательно-воспитательного процесса.
Нет необходимости доказывать, что в старшем дошкольном возрасте темп умственного развития детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная сфера приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Шестилетний ребёнок может многое. Но не следует, и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но ещё не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Поэтому в своей работе для развития наглядно-образного мышления детей, я широко использую мнемотаблицы.
Опираясь на них, ребёнок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения и связи между предметами окружающей действительности. При этом дошкольники без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими (например, планом комнаты для нахождения, спрятанного в ней предмета-"секрета", схемой типа географической карты для выбора верной дороги, графическими моделями при конструктивной деятельности и т.д.).
Хочется отметить, что познавательно-интеллектуальный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в разнообразной деятельности. Каждый ее вид вносит свой, особый вклад в развитие детей дошкольного возраста. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками. Приобретение подобных навыков планирования собственной деятельности необходимо ребенку в процессе школьного обучения.
От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы. Без должного развития она имеет все шансы сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.
В связи с тем, что содержание образования в настоящее время рассматривается не как цель образовательного процесса, а как средство развития личности, педагогическая наука и практика встали перед необходимостью поиска новых педагогических технологий, которые позволят построить путь познания ребенком окружающего мира не только как накопление, приобретение, расширение знаний о нем, но, прежде всего, будут способствовать развитию интереса к обучению, интеллектуальной рефлексии.
Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Образовательные учреждения как носители культуры и знаний также не могут оставаться в стороне. Использование информационных технологий и средств (ТСО) значительно помогает педагогам повысить эффективность обучения.
Как одно из пособий при обучении детей, я использую мультимедийные презентации.
Презентация несет в себе образный тип информации, понятный детям; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Дошкольнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Моя задача, как педагога – поддерживать стремление ребенка получать новые сведения об окружающем мире, извлекая из этого нужную и полезную информацию, подготовить ребенка к школе, воспитывать психологическую готовность к систематическому обучению. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон, использование новых методов и приемов в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.
Условия взаимодействия между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса предполагают выход на следующие результаты.
Для детей:
• Психологическая, физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.
• Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.
• Сформированность нравственно-волевых качеств
• Зрелость мелкой моторики рук.
Для родителей:
• Подготовка ребенка к школе.
• Развитие у детей логического мышления.
• Формирование интеллектуально развитой личности.
Для педагога:
• Организация педагогического поиска через реализацию инновационных технологий.
• Личностный и профессиональный рост.
• Самореализация
|