Занятие «Космическое путешествие». Подготовительная группа. Программное содержание: -Систематизировать элементарные представления детей о планетах Солнечной системы, о планете Земля, о её спутнике – Луне, о Солнце, о звёздах и созвездиях, а также об освоении космоса людьми. -Закреплять умение моделировать космическое пространство на плоскости, отображая полученные впечатления. -Продолжать формировать умения выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны, умение оперировать противоречиями , анализировать проблемные ситуации.(ТРИЗ) -упражнять в решении задач, составлении предложений по схеме, определении количества звуков, букв и слогов. - Развивать любознательность, познавательную и поисковую активность.
-Воспитывать культуру общения друг с другом. Словарная работа: обогащать словарь детей, умение отвечать на вопросы распространёнными предложениями Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «ОБЖ». Методические приёмы: Словесные: вопросы, ТРИЗ, рассказы, чтение стихов, словесная игра, словарная работа Наглядные: сюжетные и предметные картинки, Практические: опытническая деятельность, контурное рисование, моделирование на плоскости, решение задач, составление предложений по схеме. Игровые: игры: «Солнечная система», «Звёздное небо», «Цепочки», «Хорошо – плохо», «Собери ракету из частей», Материал к занятию. Фотоиллюстрации с изображением поверхности нескольких планет Солнечной системы, картинки для плоскостного конструирования , мяч, листы с точками для контурного рисования, сюжетные и предметные картинки, муз.центр, звукозапись, костюм Незнайки, термометр, лампа Предварительная работа. Рассматривание схемы – плаката «Космос», набора открыток «Первый в мире», беседы о Луне, солнце, планетах Солнечной системы. Чтение художественной литературы по теме «Космос»: Я. К. Голованов «Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов», П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», О. А. Скоролупова «Покорение космоса», Большая энциклопедия дошкольника, Альманах «Хочу всё знать». Подвижная игра «Солнце и планеты»: моделирование в движении Солнечной системы. /Журнал «Дошкольное воспитание» №11 – 2000г/. Словесные игры: «Да - нет», «Хорошо – плохо», «Цепочки», МФО, метод импатии. Ход непосредственно – образовательной деятельности: Воспитатель: дети, сегодня у нас много гостей , а это всегда праздник. « гость в дом – радость в нём». И радость эта яркая как солнце. А что такое солнце? Дети: это звезда. Воспитатель: это самая большая и яркая звезда. Вбегает Незнайка. Незнайка: Здравствуйте, дети. Недавно я побывал на Луне, а на днях гном-волшебник попросил побывать на Солнце и узнать, что там происходит. Я, конечно, согласился. Сел в небольшой самолетик, полетел на Солнце и через час долетел до Солнца. Я отличный летчик, поэтому и не пролетел мимо маленького солнышка, а спокойно сел на один из солнечных аэродромов. Дорога была прекрасная, покрытая не асфальтом, а железом. Машина мчалась так быстро, что мне стало очень холодно, я даже заболел ангиной. Вот! Вот что со мной случилось! Воспитатель: дети, мы с вами много знаем о солнце и давайте поищем ошибки в рассказе Незнайки. Дети: солнце это яркая и крупная звезда, огромный, раскаленный шар ,с его поверхности постоянно извергаются языки пламени ; долететь на самолёте до неё нельзя, при приближении к нему можно сгореть. На солнце нет аэродрома, на котором можно приземлиться, и нельзя вообще там находиться, а тем более - замёрзнуть. Воспитатель: так что ,Незнайка, не мог ты попасть на Солнце. Оно очень далеко и слишком горячее. Незнайка: вы правы, но ведь я ничего совсем не знаю, помогите мне.
Воспитатель: хорошо. Дети, расскажите нашему герою: солнце это плохо -почему?
Дети: бывает очень жарко, наступает засуха; можно получить солнечный удар и ожёг, если будет много и долго греть солнце – может наступить экологическая катастрофа.
Воспитатель: солнце – это хорошо – почему?
Дети: Солнце излучает свет и тепло, который необходим всем живым существам на Земле; на солнце можно загорать, можно поиграть с солнечными зайчиками, можно много гулять.
Воспитатель: как вы думаете – что будет, если исчезнет солнце?
Дети: не будет жизни, станет холодно.
Воспитатель: В каком произведении герой украл солнце?
Дети: Самуил Маршак «Краденое солнце» - крокодил украл солнце.
Воспитатель: В каких произведениях ещё есть герой-Солнце .
Дети: «как Солнце искали»,
Воспитатель: правильно, дети. Незнайка, а как ты думаешь -на чем люди совершают космические путешествия? А вы, ребята?
(Предлагает детям подойти к столу, на котором заранее подготовлены для каждого из детей разрезные картинки с изображением космического корабля).
Смотрите, у меня есть составные части космических кораблей.
Игра «Собери ракету из частей»
Воспитатель : Вот на таких космических ракетах совершаются полёты в космос. А кто первым полетел?
Дети: Белка и Стрелка – собаки.
Воспитатель: Кто такой космонавт?
Дети: Это человек, испытывающий космическую технику и работающий на ней.
Воспитатель: кто был первый космонавт?
Дети: Юрий Гагарин
Воспитатель: Что такое космодром?
Дети: Это место, где готовятся к полёту, откуда запускают космические корабли и спутники.
Воспитатель: Что такое невесомость?
Дети: состояние, при котором человек и предметы теряют вес.
Воспитатель: Что такое планеты?
Дети: Это круглые небесные тела, вращающиеся вокруг солнца.
Воспитатель: Сколько планет в Солнечной системе?
Дети: Девять.
Воспитатель: Молодцы, дети. Давайте Незнайке расскажем о них
Рассказы детей по выбору о любой планете.
Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Меркурий по размерам меньше Земли. Поверхность Меркурия твердая, каменистая и пустынная. На Меркурии нет атмосферы . Цвет чёрный.
Венера – самая жаркая планета, за несколько секунд можно испечь пирог. Поверхность Венеры каменистая. На планете есть атмосфера, но в ней нет воздуха и воды, цвет белый.
Земля – это третья от Солнца планета. Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю от падающих из космоса камней и льда. Земля вращается вокруг своей собственной оси. За счёт этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счёт этого вращения происходит смена времён года. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета.
Марс – это холодная планета. У Марса есть атмосфера, но в ней нет воздуха, а ,значит, нет и жизни. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой».
Марс - таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны.
Из-за кроваво – красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Сатурн эта планета состоит из жидкости и газа. Она окружена кольцами из камней и льда. Планета жёлто – оранжевого цвета, самая красивая.
– Это планета Юпитер.
Юпитер – больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Уран – состоит из жидкости и газа. Зелёного цвета.
Нептун тоже из жидкости и газа. Синего цвета.
Последний из этих Гигантских шаров - Нептун в синей шубе Своих облаков. Весь плотно в прозрачные Льдины одет. Сквозь лед в глубину Пробирается свет.
Плутон самая маленькая планета сиреневого цвета и самая неизведанная. На ней темно и холодно.
Воспитатель: чем дальше планета от Солнца, тем холоднее. Давайте убедимся в этом.
Опытническая деятельность: дети подставляют ладони к лампе – близко тепло, далеко – тепло не чувствуется. Проверяют показания термометра: чем дальше от лампы, тем температура ниже.Так и планеты - дальше от солнца самые холодные .
Воспитатель: давайте поиграем в игру : «Солнечная система». Для этого нужно по считалке выбрать Солнце.
Дети считают:
Раз Меркурий. Два – Венера. Три – Земля. Четыре – Марс. Пять – Юпитер. Шесть – Сатурн. А еще – Уран, Нептун, И, конечно же, Плутон. Наше Солнце чемпион!
На Луне жил звездочёт Он планетам вёл учёт: Меркурий — раз, Венера — два, Три — Земля, Четыре — Марс, Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, Восемь — Нептун, Девять — дальше всех Плутон, Кто не видит — выйди вон.
Воспитатель: У Земли есть спутник – Луна. Мы наблюдали с вами за Луной и видели, какой она бывает разной. То она похожа на большой светящийся шар, то на половину шара, то на тоненький рогатый серп. Мы уже говорили с вами о том, что планеты сами не светятся. Луна только кажется светящейся. И мы с вами видим с Земли только ту часть Луны, которую освещает Солнце. Иногда это вся Луна, а иногда только ее часть.
На Луне, в отличие от Земли нет ни воды, ни песков, ни лесов, а вот горы и кратеры есть. А еще на Луне нет жизни, поэтому она кажется серой.
У меня для вас есть еще одна загадка. Слушайте внимательно. Постелен ковер, Рассыпан горох, Ни ковра не поднять, Ни гороху не собрать. Что это? Кто догадался?
Дети: звёздное небо. (вывешивается карта звездное небо) Воспитатель: Послушайте, какую интересную историю вам расскажу про звезды. Еще с древних времен люди, рассматривая и наблюдая звезды, мысленно разделили их на созвездия. Вы, наверно, видели ночью звезды ,и на что похожи рисунки из звезд. Звезды собраны в созвездия. Один рисунок из звезд напоминает зверя, другой рисунок- птицу, третий -человека. В древности путешественники по звездам находили дорогу, определяли который час. Люди придумывали названия созвездиям, рисовали их. Созвездий очень много, но мы нарисуем некоторые из них по точкам и назовём их.
Дети рисуют созвездия красками.
Воспитатель: каждый человек родился под знаком зодиака и этим определяется характер человека. Под каким знаком родились вы?
Ответы детей.
Воспитатель: кроме планет, звёзд существуют и другие космические тела. Это кометы – небесные тела появляются из глубины космоса и имеют туманный вид, и хвост из пыли и газа. Метеориты это твёрдые космические тела, распадающиеся в атмосфере на небольшие фрагменты и сгорающие там.
Скажите, а существуют ли инопланетяне?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: давайте пофантазируем и представим, как они могут выглядеть по схеме.
Воспитатель предлагает схему.
Дети составляют портрет инопланетянина: они высокого роста, серьёзные. На большой голове три глаза, нет носа. На руках три пальца одинакового размера. На ногах специальная обувь. Одеты в костюм серого цвета, который защищён специальным устройством .
Воспитатель: я тоже пофантазировала и вот какие инопланетяне получились ( показывает картинку). Давайте составим задачу по картинке.
Дети составляют задачи.
Воспитатель: а как бы мы смогли поговорить , если бы инопланетяне прилетели к нам?
Предположения детей: с помощью жестов, мимики, рисунков, познакомить с алфавитом гостей.
Воспитатель: познакомив с алфавитом русского языка, нужно познакомить и со словами, которые часто встречаются на Земле. Назовите всё, что бывает зелёным, добрым, красивым.
Воспитатель показывает слово планета.
Дети, сколько букв в этом слове? А звуков?
А сейчас поиграем в игру: « разные поезда»: определите из скольких слогов состоят названия планет и соедините их соответственно с вагончиками.
Один ребёнок выполняет задание у доски.
Воспитатель: по схеме необходимо составить предложение из 4 слов.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: давайте представим, что встретились землянин и марсианин – чтобы они рассказали друг другу?
Рассказы детей.
Воспитатель: у каждого на столе находятся разные картинки, связанные с космосом, давайте с их помощью смоделируем космическое путешествие.
Дети выполняют моделирование на плоскости.
Незнайка: как много интересного я сегодня узнал о звёздах, солнце, планетах – пойду, расскажу друзьям.
Уходит. Воспитатель раздаёт детям подарки.
Литература:
1. Алдонина Р.П. О звездах и планетах. - М., 2000.
2. Большая энциклопедия дошкольника,
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11 – 2000г; №7 – 1998, стр.63, №8 -1996,стр. 41.
4. Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. - Ленинград, 1971
5. Кочнев С.А. Триста вопросов и ответов о Земле и Вселенной. - Ярославль, 1997.
6. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. - М., 1985
7. Майорова Р. Игры и рассказы о космосе. - М., 1999.
8. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2004.
9. Т. А. Шорыгина серия «Педагогические беседы о космосе»;
|