Уважаемые коллеги! Мы представляем Вашему вниманию содержание образовательного проекта «Путешествие в страну цветов».
Много лет одним из моих любимых занятий является выращивание комнатных растений и экзотических цветов из семян. Это увлечение наложило отпечаток на мою профессиональную деятельность. Свое трепетное отношение к растениям я стараюсь передать детям. Учу их восхищаться красотой цветочного мира, бережно относиться к этому миру. Считаю, что формирование представлений детей о мире цветов является неотъемлемой частью экологического воспитания детей. Красота мира цветов восхищает людей своей изящностью и тонкими ароматами. Цветы помогают нам выражать благодарность, высказывать уважение. Они повышают настроение, а значит, сберегают здоровье.
Скачать доклад
Скачать проект
Скачать презентацию
С целью повышения уровня знаний детей о мире цветов, был разработан образовательный проект. Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Формирование представлений о мире цветов у детей проводиться на занятиях во вторую половину дня; прогулках; в беседах во время утреннего приема; во время чтения художественной литературы, в поисково– исследовательской деятельности. В организованной свободной деятельности детей для закрепления знаний о цветах мы используем театрализованную деятельность, экскурсии, дидактические игры.
Цель данного проекта: познакомить детей с прекрасным миром цветов, с их различными видами, систематизировать знания детей о них: изучить особенности строения цветов и создание условий для их роста, формировать бережное отношение детей к цветам.
Задачи проекта:
Образовательные:
- познакомить с разнообразием мира цветов, с его значимостью для всего живого на планете
- познакомить со строением и жизнедеятельностью растений
- учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств
- учить сажать и выращивать цветы
- учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом)
- познакомить детей с лекарственными растениями
- познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством
Развивающие:
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно-исследовательской деятельности детей
- развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства
- формировать навыки исследовательской деятельности
- развивать умение сравнивать и анализировать
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- обогащать словарный запас детей и их знания о цветах
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность к цветочному миру
- воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Формы работы, которые мы использовали – это занятия, беседы, развлечения и др.
Методы проекта:
- практические: самостоятельная и совместная с педагогом деятельность, элементарные опыты, трудовая деятельность
- наглядные: экологические наблюдения, рассматривание картин, демонстрация тематического материала на ТСО, театрализованное представление
- словесные: беседы, рассказы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции; релаксация; проблемные вопросы, ароматерапия, слушание музыки.
Материалы и оборудование, которые необходимы для реализации данного проекта:
- подборка иллюстративного материала
- подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме
- подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме
- «Красная книга» России
- образцы, выкройки изготовления цветов, из разных материалов
- альбом открыток «Букеты»; коллекция цветов, сделанных из разных материалов; рисунки детей, аппликация
- наглядный материал: пособие «Цветочные часы», комнатные цветы; цветы, сделанные из разных материалов
- настольно-печатные игры по экологии
- дидактические игры по экологии
- библиотека юного цветовода
- оснащение природным и бросовым материалом.
Работа по формированию у детей представлений о мире цветов включает в себя три этапа.
1–ый этап: начальный – проектирование (апрель — май)
На этом этапе работы определялись формы и методы исследования; проводилась работа с педагогами МДОУ, родителями и детьми; выбирались необходимые для проекта оборудование и материалы: подбиралась методическая и художественная литература, картины, изготавливались пособия, карточки, подбирался музыкальный репертуар, были разработаны конспекты занятий разных видов, проблемные задания, занимательные эксперименты, подобран спортивный инвентарь и литературное сопровождение к подвижным играм, собирался материал о цветах, лекарственных травах; были подобраны пословицы, поговороки, стихи, загадки, легенды на заданную тему.
Была организована развивающая среда для самостоятельной и совместно с взрослым деятельности:
- уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений
- центр экспериментирования
- центр творчества
- книжный уголок
- игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.
Второй этап технологический, он реализуется в течение 1 года 2-х месяцев. Этот этап включает в себя практическую реализацию проекта, то есть активное участие педагогов, родителей, детей в мероприятиях, связанных с темой «Цветы».
В течение всего проекта мы знакомили детей с профессиями людей, связанных с цветоводством (флорист, садовод, цветовод — декоратор).
Нами создана картотека дидактических игр по теме «Цветы». Мы использовали в работе дидактические игры «Угадай цветок по описанию», «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации», «Собери цветок из геометрических фигур», «Разрезные картинки», «Назови правильно цветок», «Четвертый лишний». Знакомили детей с различными семенами растений.
Дети узнавали о цветочных часах, которые находятся в разных городах мира (Москва, Киеве, Харькове).
Подробнее я хочу остановиться на описании пособия «Цветочные часы». С помощью этого пособия мы знакомили детей с лекарственными растениями, дали понятие о том, что по цветам можно узнавать время. Также пособие можно использовать для формирования математических представлений (ориентировка во времени).
Мы знакомили детей с ботаническими садами России (Московский, Санкт – Петербургский, Ялтинский, Екатеринбургский, Новосибирский).
Детям предлагалось ответить на вопросы о сказочных цветах. Например: Какого лепестка не было у волшебного цветка в сказке В.Катаева «Цветик – семицветик»?
Варианты ответов:
- Фиолетового
- Розового
- Зеленого
Лепесток какого цветка служил одеялом Дюймовочке из сказки Г.Х. Андерсена?
Варианты ответов:
- Лепесток розы
- Лепесток тюльпана
- Лепесток ромашки
В мероприятия, запланированные по месяцам входили занятия, развлечения, поисково – исследовательская деятельность. На экране представлены фрагменты занятий: «Золотой луг», «Аптека на подоконнике», «Цветы Красной книги».
Проводились развлечения с детьми «В стране цветов», «Сказочная страна».
Запланированная экспериментальная деятельность, реализовывалась на занятиях и вне занятий. В результате чего дети узнавали об условиях, необходимых для обеспечения жизнедеятельности цветов. Результаты фиксировались схематично в альбомах. Например: мы с детьми изучали строение цветка, затем дети зарисовывали стебель, листья растения.
Как одно из условий, необходимое для жизни растений – свет. После эксперимента дети зарисовывали солнце. Необходим для жизнедеятельности растений и воздух. Дети изображали растение и стрелками показывали поступление воздуха к растению.
Проводился эксперимент «Какие листья бывают на ощупь?». Результаты фиксировались следующим образом: если лист твердый дети изображали квадрат, лист гладкий — волнистая линия, лист мягкий – круг.
Рост и развитие растения дети фиксировали следующим образом: делали три зарисовки. На первой – растение в стакане с водой без корней, на второй – растение в стакане с водой с корнями, на третьей – растение в горшке с землей. Еще одно из условий, необходимое для жизни растений – вода. После эксперимента дети изображали капельку.
В весенний период мы с детьми проращивали семена бархатцев, мальвы, гвоздики и др. цветов. Затем высаживали их на газоны. Вашему вниманию представлены газоны с цветами на территории детского сада в летний и осенний периоды, которые выращены из семян.
В течение проекта нами были организованы различные выставки с детскими работами. Это такие выставки как «Цветочная страна», «Волшебные цветы» и др. Работы выполнялись детьми, им помогали педагоги и родители. Материалы для продуктивной деятельности использовались самые разные: живые цветы, бросовый материал, пластилин, бисер, ткань, бумага.
3–ий этап – рефлексивный. Длительность этого этапа 1 месяц. Так как данный проект находится в стадии реализации, на этом этапе мы планируем: провести диагностическое исследование с целью выявления уровня знаний детей по окончании проведенной работы, обобщить и систематизировать полученные результаты, сделать выводы согласно результатам диагностики. В заключение проекта планируем провести праздник для детей и родителей группы «Бал цветов».
Ожидаемые результаты проекта:
- рост познавательного интереса детей, расширение представлений детей о цветах
- положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка
- сформированность представлений детей о том, что цветы являются не только украшением Земли, но и целителями
- участие в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами)
- сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Уважаемые коллеги не забывайте, что цветы – это улыбка природы. Благодарю за внимание!
|