Аннотация. Данная статья посвящена подвижным играм и их влияния на детей. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. Подвижная игра — это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, стороны жизни, полу-чают полезную информацию. Игры способствуют развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Ребенок постоянно стремиться к деятельности и удовлетворяет эту потребность к игре. Основная цель – оказать помощь в организации и проведении подвижных игр с детьми.
Игра заслуживает большого уважения за огромные педагогические возможности, заложенные в ней. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и со-вершенствования моторики детей, воспитания нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, которые дают большой оздоровительный эффект, благоприятно влияют на сердечно – сосудистую, дыхательную, сенсорную системы. Подвижные игры укрепляют мышцы всего тела, улучшают обмен веществ, повышают общую работоспособность организма, вырабатывает у детей элементарные умения ориентироваться в пространстве, формируют точность и согласованность двигательных действий.
Подчиняясь правилам игры воспитывает у дошкольников организованность, вни-мания, умение управлять своими движениями, способствует проявление волевых качеств. Разнообразные игровые движения развивают ловкость, быстроту, координационные и скоростно – силовые способности и, самое главное, благоприятно влияют на эмоциональ-ное состояние детей. Очень важна роль подвижных игр в повышении двигательной активности детей в течение дня. [5, c. 12]
Основная цель – оказать помощь в организации и проведении подвижных игр с детьми. Разделение игр: подвижные игры высокой интенсивности, подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности, игры соревновательной направленности и игры – эстафеты. Такое разделение удобно для педагогов при планирование и организации физкультурных мероприятий на спортивной площадке и в помещении.
К подвижным играм высокой интенсивности относятся сюжетные и несюжетные игры с разнообразным двигательным содержанием: бегом, прыжками, лазанием. При их проведение важно регулировать двигательную нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений в зависимости от возможностей детей в каждой конкретной игре.
Подвижные игры и игровые упражнения малой подвижности используются в ос-новном в заключительной части мероприятий. Их главное назначение – восстановить пульс и дыхание ребенка после физической нагрузки.
Игры соревновательной направленности предлагают выполнение определенного задания двумя или несколькими участниками. Такие игры могут быть как индивидуального характера, так и командного. Наиболее характерные действия в соревнованиях – бег наперегонки, на скорость с преодолением препятствий; метание в цель и на дальность; прыжки на месте и в движении; ориентирование в пространстве и и во времени, в том числе без зрительного контроля; различные действия с мячом, обручем, скакалками и другими предметами. [3, c.90]
Игры – эстафеты – командные игры. Действия каждого участника эстафеты имеют одинаковую направленность и связаны с перемещение по площадке и выполнением опре-деленных заданий. Дети соревнуются в порядке очередности и учатся заботиться не толь-ко о своих личных результатах, но и результатах своей команды.
При проведении игры педагог должен стремиться к тому, чтобы повысить ее эф-фективность, но при этом не допустить чрезмерной физической нагрузки. Необходимо следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, не слишком возбуждались. Как показывает опыт, оптимальное количество повторений одной игра 3 -5 раз, но любую игру можно закончить раньше, чем этого захотят дети.
Спортивные игры являются прекрасным средством физического развития детей, а также способствуют объединению детского коллектива. [2, c.57]
Прежде чем проводить игру, необходимо не только хорошо знать ее содержание, но и учитывать возрастные особенности детей, а также место, где будет проводиться игра. Приступая к игре, следует заранее подготовить площадку, необходимый инвентарь, кото-рый понадобиться. Объяснять игру нужно предельно кратко и ясно, сочетая объяснение с показом. От того, как произведена разбивка на команды, зависит успех игры. Поэтому можно делить детей на команды любым способом, если в результате будут составлены равные по силе команды и будут по возможности учтены пожелания ребят участвовать в какой –лимбо команде. [1, c. 78]
Объясняя игру, воспитатель должен поставит детей так, чтобы всем было хорошо видно и слышно. При этом лучше придерживаться следующего плана изложения.
- Название игры.
- Роль играющих и их местоположение.
- Ход игры.
- Цель игры.
- Правила игры.
Очень важно сразу после окончания игры подвести ее итоги. Воспитатель должен оценить игру в целом и дать оценку действий отдельных игроков. Необходимо указать и на те ошибки и нарушения правил, которые встречались в игре, а также отметить лучших игроков. К разборы игры стоит привлечь и самих ребят. Это способствует развитию их инициативы, укреплению сознательной дисциплине. [7, c.35]
Познавательные игры.
Ребенок, начиная с ясельного возраста, нуждается в том, чтобы все понятия и зна-чения в его маленькой голове укладывались в систему, чтобы потом ему было легче по-стигать разные мудрые истины. Это означает, что жизнь ребенка с самых маленьких лет нужно наполнять интересным содержанием, чтобы у него появилось желание поскорее познакомиться со всем новом и неизвестным. Новый мир ребенка должен состоять из красок, звуков, света, фантазии, творчества и сказки. Главное не заставлять ребенка, а пригласить его к сотрудничеству и взаимопониманию. Ведь в мире ничего нет более праздничного, чем игра. Яркость, эмоциональность и разнообразие – вот три основных направления, по которой должны проводиться познавательные игры в детском саду. Вы-звать интерес ребенка, активность его пытливого ума — именно к этому нужно стремиться. Нужно стремиться к тому, чтобы каждая игра решала определенную познавательную задачу. Но главное. Чтобы она удовлетворяла потребностям и интересам ребенка и помогала преодолеть определенные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в процессе воспитания в детском саду. [4, c.23]
Существует много способов и вариантов, направленных на то, чтобы расширить круг привычных для ребенка представлений. Не следует забывать об индивидуальном подходе каждому ребенку и ориентироваться на психологические и физиологические особенности каждого из них. Любая познавательная игра должна быть подвижной, пото-му что ребенку трудно долгое время оставаться пассивным зрителем или слушателем. В дошкольном возрасте ребенок нуждается в постоянном притоке разнообразных воздейст-вий из внешней среды. Существует даже такое понятие, как «сенсорный голод», то есть недостаток зрительных, звуковых и осязательных впечатлений. Нужно научить его не просто слушать и не просто смотреть. Но и видеть, отыскивать зрением нужный предмет, то есть активно воспринимать предметы и явления. Очень важным в этот период является накопление знаний внешнем мире. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В старшем дошкольном возрасте усиливается значение учебной деятельности. По своей природе игра ребенка – это отобрази тельная деятельность. В ос-новном игра – сюжетно — ролевая или творческая – отображает впечатления детей об ок-ружающей жизни, их знаний, понимание происходящих явлений природы и бытовых со-бытий. В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, ум-ственные операции, действия которые дети должны освоить. Освоение это идет по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется. В про-цессе игры развиваются воображение ребенка, под влияние которого имеющиеся знания комбинируются, а действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой и фантазией. Без выдумки. Воображения не существует игры. В процессе игры воображение не только формируется, но и развивается. В игре формируются и познавательные интересы детей, что немаловажно для них. [6, с. 56]
Литература.
- Физическое воспитание и развитие дошкольников. Практикум; Академия — Москва, 2010. — 176 c.
- Аркин, Е.А. Физическое воспитание в детском саду; М.: Наркомпрос РСФСР — Мо-сква, 2009. — 646 c..
- Евсеев Ю. И. Физическое воспитание; Феникс — Москва, 2010. — 384 c.
- Козлов В. В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного обра-зования. Акробатика; Владос-Москва, 2011. — 892 c.
- Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста; Про-свещение-Москва, 2008. -112c.
- Лапис Г.А. Здоровье всей семьи: Физическое здоровье; Психология; Воспитание; Гармония отношений; Имидж и красота; Секс: Полная энциклопедия для всех и для каждого; Педагогическое общество России — Москва, 2006. – 7
- Соколова Лариса Физическое воспитание детей 3-4 лет; КАРО —, 2012. — 152 c.
- Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методи-ческие рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет; Мозаика-Синтез — Москва, 2009. — 362 c.
- Янкелевич Е. И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет; Физкультура и спорт — Москва, 2010. — 208 c.
|