Большое значение для развития личности дошкольника имеет формирование представления о взаимосвязи природы и человека. Особую роль здесь играет поисково-познавательная деятельность детей. Правильно организованная исследовательская деятельность развивает логическое мышление, обогащает словарь.
Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением.
Из утверждений Поддъякова следует, что развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника.
Истоки познавательной-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир?
Скачать конспект
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой — начинает овладевать основополагающими культурными формами познания — средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, и синтеза, сравнения и квалификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, ознакомление ребёнка с новыми фактами, накопление фонда умственных приёмов и операции, которые рассматриваются как умственные умения. Положительно влияет эксперимент на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей. На формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Важно вызвать интерес у ребёнка к природе. Не следует загружать детей обилием информации. Важно, чтобы малыш всё увидел сам, сам потрогал и составил свои впечатления. Малыш познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая все новые открытия.
Дети — это пытливые исследователи мира с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Моя задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.
Опыты помогают детям развивать мышление, логику, творчество, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго
Экспериментирование прослеживается во всех видах деятельности ребёнка: в игровой деятельности, в развитии элементарных математических представлений, в развитии речи, на прогулке, во время приёма пищи.
В своей работе я опираюсь на типовую обновленную программу «Воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой. Дополнительно я использую следующие методики и технологии: «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» под редакцией Ивановой А.И., «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Прохоровой Л.Н., «Детское экспериментирование» Куликовской И.Э.
На занятиях мы с ребятами исследуем свойства песка, глины, камней: экспериментируем с водой (меняем цвет, замораживаем, нагреваем, фильтруем). Экспериментирование всегда сопровождается у детей разнообразными эмоциональными проявлениями: смехом, удивлением, радостью иногда огорчением.
В основном экспериментальной деятельностью мы занимаемся во второй половине дня.
Обобщая опыт по экспериментированию, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса и целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
А.И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. -М.: ТЦ Сфера 2003.
Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
Л.Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. -М.: АРТИ, 2003.
|