Цель: Формировать представления о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, учить договаривать слова с соответствующими окончаниями во фразах), учить находить предложения — небылицы.
Закреплять умения отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Развивающие:
Развитие связной речи, слухового внимания, тонкой и общей моторики, воспитание правильной воздушной струи.
Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Демонстрационный материал: модуль с бабочками, предметные картинки по теме, мелкие игрушки изображающие насекомых.
Раздаточный материал: кусочки пластилина, лист-раскраска, цветные карандаши.
Предварительная работа: Рассматривание насекомых на территории детского сада, знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» ( «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»; просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Продуктивная художественная деятельность (рисование, аппликация, лепка с использованием природного материала насекомых) в вечернее время.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона
Воспитатель приглашает детей, Встали, встали дети в круг Ты мой друг и я твой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель предлагает встать в круг вокруг вращающегося модуля, на котором закреплены бумажные бабочки.
Воспитатель: Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?
Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.
Воспитатель: Правильно. Выполняйте упражнение.
2. Отгадывание загадок и рассматривание предметных картинок с изображениями насекомых.
Всех обитателей этой полянки, заколдовала злая волшебница и они теперь в опасности. Чтобы их спасти, надо отгадать загадки.
На ромашку у ворот Опустился самолёт. Золотистые глаза, Кто же это? (Стрекоза.)
А вот малюсенький малыш, На плечах – соломинка. Его в очках не разглядишь, А он сильнее слоника. (Муравей.)
Модница крылатая, Платье полосатое, Ростом хоть и кроха, Укусит — будет плохо. (Оса).
Кто на них руками машет- Нос и лоб зелёнкой мажет. А кто к ним не пристаёт- С мёдом ест и с мёдом пьёт. (Пчёлы.)
Расту червяком, Питаюсь листком, Потом засыпаю, Себя обмотаю.
Не ем, не гляжу, Неподвижно лежу. Весной оживаю, Свой дом покидаю,
На лугу порхаю. (Бабочка) Я — пятнистая букашка, Если в руки попаду, Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. (Божья коровка) Целый день в траве скакал, Скрипку где-то потерял. И теперь грустит у речки
Наш зелёненький … (кузнечик) Его поймал я на цветке, Зажал, как следует в руке. Жужжит он: «Попрошу без рук, Я – ж- ж – не ж — железный, я ж — же – ж – …
(жук)
Воспитатель помещает на магнитную доску предметные картинки с изображением насекомых.
Воспитатель: Я буду читать стихотворение, а вы будете находить изображения и показывать нам. Вместе мы сосчитаем всех насекомых.
Прилетела к нам вчера полосатая пчела, (1) А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек, (2, 3) Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. (4, 5) Приходили муравьи и травинку принесли, (6)
И паук на всех смотрел, сети плел и песни пел. (7) О скольких насекомых говорится в стихотворении?
Дети: О пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях, пауке. 7насекомых.
Воспитатель: Еще говорится о пауке. Но вы должны запомнить, что паук — не насекомое, хотя и похож на насекомых. Многие насекомые считаются полезными. Пчелы и шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в наших садах бывает много яблок и груш. Муравьи уничтожают вредных насекомых. А вот большая часть бабочек приносит вред, потому что откладывают яйца, из которых выводятся гусеницы. Эти гусеницы поедают листья растений и наносят им вред. Но вы должны помнить, что уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стрекоз, жуков и муравьев. Насекомые маленькие и беззащитные. (Воспитатель показывает изображение двух насекомых бабочки и муравья). Обратите внимание на эти две картинки. Кто здесь изображен? А что особенного вы можете заметить? Давайте попробуем составить сравнительный рассказ. Сначала вы расскажете, как называются насекомые. Сравните, как они выглядят, перечислите части тела насекомого, какую пользу или вред приносят.
1-й Р. Это бабочка и муравей. Бабочка очень красивая, желтая, а муравей маленький коричневый.
2-й Р. У бабочки шесть лапок и усики у муравья тоже шесть лапок и усики.
3-й Р. Бабочка откладывает яйца, из них выводятся гусеницы, которые приносят вред растениям. А муравьи уничтожают вредных насекомых, они приносят пользу.
Воспитатель: Молодцы! Вы составили хороший рассказ и сравнили двух насекомых.
Предлагаю вам разминку для пальчиков. (дети делятся на 3группы)
(Дети выбирают лист-раскраску с насекомым и любое задание из 3-хпредложенных 1.раскрасить. 2.скатать из пластилина шарики для божьей коровки и прикрепить, 3.скатать жгутики-лапки для паука и выложить на шаблон.)
Физминутка.
Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
3. Игра «Найди насекомое»
Воспитатель: Вот опять мы на полянке.
Как можно определить, что вокруг нас есть живой мир?, (звучит аудиозапись шума леса) слышится пение птиц, шум листьев деревьев.
Дети: можно услышать и увидеть птиц.
Воспитатель: А как можно обнаружить насекомых?
Дети: В лесу нужно внимательно смотреть под ноги и ходить аккуратно.
Воспитатель: Предлагаю вам побыть исследователями и на полянке обнаружить насекомых.. Кто кого найдёт сразу называйте. (на коврике разложены мелкие игрушки-насекомые)
Маленькие жители благодарны вам за спасение и хотят с вами поиграть в прятки. Они любят прятаться. Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я спрятала?
Воспитатель: Ведь каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответ)
Воспитатель: А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответ)
Воспитатель: А от кого они прячутся? (ответ)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!
Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (ответ)
Воспитатель:. Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат. Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)
Воспитатель: А как можно их назвать одним словом? (насекомые) А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.
4. Презентация: «Насекомые»
5. Игра " Назови ласково". (Договаривание слова с соответствующими окончаниями во фразах, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе). Л. Я буду произносить фразы, а вы их договаривать. Только одно условие, называем насекомых ласково.
Бабочки желтень:, муравей чернень:, божья коровка краснень:, кузнечики зеленень:, жук синень:, бабочка белень... Молодцы!
6. Дидактическая игра "Исправь ошибку" (Развитие слухового внимания, учить находить предложения- небылицы.)
Воспитатель: Показывает картинку с насекомым.
Воспитатель: Бабушка летает около цветка?
Реб. Нет. Это бабочка
Воспитатель:. Пила летит и жужжит.
Реб. Это Пчела.
Воспитатель: Лук ползет по веточке.
Реб. Это жук.
Воспитатель: Мура села на сыр.
Реб. Нет. Это муха села на сыр.
7. Итог деятельности. (оценка работы детей).
Воспитатель: Предлагает вспомнить о ком они говорили на занятии, какие игры и упражнения им понравились.
Воспитатель: Вы очень хорошо работали. Молодцы! Похлопайте себе.
|