Подготовили:
Воспитатель Кудряшова Анна Владимировна
Цели:
Образовательные:
- Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство»
- Объяснить, что представляет собой Солнечная система
- Ввести понятия «звезды», «планеты», «кометы», «орбитальная станция», «спутники», «черные дыры»
- Ввести понятие «Вселенная»
- Рассказать о том, как люди мечтали и мечтают покорить космос и как эти мечты воплощаются в реальность
Воспитательные:
- Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса
- Воспитывать желание помогать тем, кто попал в беду
- Формировать навыки выражения своего мнения
Развивающие:
- Учить четко, кратко отвечать на поставленные вопросы
- Развивать зрительную память и пространственное мышление
- Развивать творческую фантазию и воображение у детей
- Задачи:
Формирование у детей понятия: «космос» и «космическое пространство».
- Закрепление умений ориентироваться на листе бумаги.
- Закрепление навыков отгадывания загадок по теме «Космос».
- Обогащение музыкальных впечатлений, способствующих дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Развитие творческого мышления, воображения и фантазии, способствующих импровизации, поиску выразительных движений, интонаций, мимики и жестов.
Активизация словаря:
Небо, звездное небо; звезда, планета; Солнце, Земля, Меркурий, Венера, Плутон, Сатурн, Юпитер; Марс, космос, космический корабль, космический полет, космонавт, Солнечная система.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о космосе, о космонавтах (с просмотром видеофильмов).
- Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.
- Проведение игр, разучивание стихов, песен, танцев по теме «Космос».
- Связь с другими видами деятельности.
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».
- Рисование на данную тему.
- Конструирование космического корабля из модулей.
- Изготовление поделок на тему «Космос». Организация выставки детского творчества.
Д.игры: «Звездный путь», «Найди лишнее», «Укрась слово», «Дверная скважина», «Звук потерялся», «Разведчики», «Что изменилось».
Чтение художественной литературы: К.Булычев. «Тайна третьей планеты», В.Медведева «Звездолет Брунька», В.Кащенко. «Найди созвездия», В.Бороздин «Первый в космосе», П.Клушанцев «О чем рассказал телескоп», А.Леонов «Шаги над планетой».
Оборудование:
- шапочки планет и Солнца
- напольное панно «Солнечная система»,
- плоскостные символы планет;
- маршруты звездной карты на каждого ребенка;
- мольберт, фломастеры, магниты,
- макет ракеты, разрезные картинки с космическими сюжетами
- костюмы Инопланетянки, карта –схема космического путешествия
В зале создана атмосфера космического пространства. На потолке подвешены объемные макеты Солнца, планет солнечной системы, выполненные в стиле «ниткоплетения», объемные звезды. Центральная стена подсвечена и представляет собой звездное небо. Слева размещена выставка творческих работ детей и их родителей по теме «Космос». Справа расположен большой экран, на котором на протяжении всего космического спектакля демонстрируются слайды.
На экране демонстрируются слайды (звезды, планеты, небесные созвездия)
ХОД НОД
В: -Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: — Здравствуйте.
В:-Сегодня я хочу поговорить с Вами о космосе. Вы знаете, что такое космос?
Ответы детей.
В: Это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные звездные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеориты. Ребята, а вы видели звезды на небе?
Дети: Да.
В: А что мы о них знаем? Что же это такое звезды?
На экране демонстрируются слайды (звезды — раскаленные шары)
Дети: — Звезды — это раскаленные шары, они большие, светятся, но мы из видим маленькими, потому что они находятся от нас очень далеко.
На экране демонстрируется слайд (Солнце)
В: Вы догадались? Это Солнце. А вы знаете, что наше Солнце – это тоже звезда. Если представить, что мы на космическом корабле удаляемся от солнца на миллионы километров, то Солнце нам покажется маленькой звездой, каких много видно на небе в безоблачную ночь. Мы очень мало знали о космосе до полёта первого космонавта. А знаете ли вы, дети, кто был первым космонавтом?
На экране демонстрируются портреты Ю.А. Гагарина
Дети: Это первый космонавт Юрий Гагарин.
В: Правильно. Юрий Алексеевич Гагарин первым совершил на ракете виток вокруг Земли и благополучно приземлился. Вы знаете стихи про первого космонавта?
Один из детей читает стихотворение В.Кочеткова «О Гагарине»:
Когда на Землю он вернулся, Закончив звездные дела, Так белозубо улыбнулся, Улыбка так была тепла.
В ней только доброта и сила – Ни капли превосходства нет. Как будто роща излучила Березовый, озерный свет.
В: Вы знаете, тысячи лет люди изучают небо.
На экране демонстрируется слайд (небо)
В: Как вы думаете, а зачем это нужно – изучать небо?
Дети: ответы.
В: Очень нужно. Например, как узнать который час?
На экране демонстрируются слайды (обсерватория, космические исследователи)
В: Всеми космическими исследованиями занимаются в обсерватории, где астрономы определяют время по положению звёзд на небе. Но не только для этого нужно изучать звезды. По звездам мореплаватели определяли курс корабля. В древности по звездам узнавали сроки посева и жатвы, а в наши дни изучением звезд занимаются астрономы и физики. И в этом им помогают космонавты. А вы хотите быть космическими исследователями? Хотите побывать в космосе?
Дети: Да!
В: Если в космос вы хотите, Значит, скоро полетите, Самым смелым будет наш Дружный детский экипаж.
Звучит песня «Поскорей бы подрасти», сл. Н. Найденовой, муз. М. Магиденко (сборник «Песни в детском саду» вып. 2 // Издательство «Советский композитор», М. 1968г. стр. 72)
В: Раз собрались мы в полёт – строить надо …
Дети: …звездолёт!
На экране демонстрируется слайд (ракета).
Дети и воспитатель выносят макет ракеты, звучит фонограмма песни «Ракета» сл. Г.Бойко, муз. С. Ермолова в исполнении детской шоу-группы «Улыбка».
В: А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
Дети проговаривают хором: Звездолёт, звездолёт отправляется в полёт!
Дети вместе с воспитателем выполняют ритмические движения, имитируя полёт в космосе, звучит фонограмма песни «Полет на марс», сл. С.Ранда, Я.Алекперова, муз. С. Ранда (в исполнении А. Лазина и Е. Дрозд)
На экране демонстрируется слайд (неопознанный летающий объект)
Неожиданно раздается голос за сценой (с использованием микрофона):
- Внимание! Внимание! Неопознанный объект приближается к нашему кораблю и пробует с ним состыковаться. Будьте осторожны! Будьте осторожны!
Звучит «космическая» музыка, появляется взволнованная инопланетянка.
В: Кто вы?
Инопланетянка: Я — Ларалунья, я — Ларалунья, я — жительница планеты Ларула. У меня произошла поломка космического корабля, и мне пришлось состыковаться с вашим Звездолетом. А вы кто? А вы кто?
На экране демонстрируется слайд (земля)
Дети и воспитатель: Мы жители планеты Земля.
Инопланетянка: Земля!? Я так заблудилась в космическом пространстве, что сразу не могу сообразить, где нахожусь. Земля?! Где находится ваша планета?
В: Ребята, давайте объясним, где расположена планета Земля, назовём наш космический адрес.
На экране демонстрируется слайд (парад планет)
Дети: Земля находится в солнечной системе. Наша планета третья от Солнца.
Инопланетянка: А какие еще планеты есть в вашей Солнечной системе?
В: Мы можем не только рассказать, но и показать их!
На экране демонстрируется слайд (карта планет)
Инопланетянка: Расскажите, покажите, пожалуйста!
Дети читают стихи Т.А. Шорыгиной о планетах.
Каждый ребенок выходит и встает на свою орбиту планены, про которую читает стихотворение.
1-ый ребенок указывает на модель Меркурия и читает:
Меркурий – ближняя к Солнцу планета, Залит он лучами горячего света, Так много ему достается лучей, Что эта планета других горячей!»
2-ой ребенок, обращает внимание на модель Венеры и читает:
Как богиня красоты Названа, Венера, ты! В темных небесах сияешь, Красотой нас одаряешь
3-ий ребенок встает под моделью Солнца и читает:
От Солнца третья планета, Наша Земля меньше звезды. Но ей хватает тепла и света, Чистого воздуха и воды.
4-ый ребенок указывает на модель Марса и читает:
Марс – пустынная планета. Она чуть больше Луны, Её из – за красного цвета Назвали как бога войны.
5-ый ребенок обращает внимание на модель Юпитера и читает:
Юпитер – больше всех планет, Но суши на планете нет. Повсюду жидкий водород И лютый холод круглый год!
6-ой ребенок:
Сатурн – красивая планета Желто – оранжевого цвета, И кольцами камней и льда Окружена она всегда.
7-ой ребенок:
Уран – лежебока, и встать ему лень, Подняться планете невмочь, Сорок лет длится там день И сорок лет – ночь.
8-ой ребенок:
Планета Нептун от Земли далеко, Увидеть ее в телескоп нелегко, От Солнца планета восьмая, Царит там зима ледяная.
9-ый ребенок:
Несется по кругу далекий Плутон, Он Солнца лучами не освещен. А чтоб не скучал в холоде он, С ним спутник летит под названием Харон.
Негромко звучит «космическая» музыка.
В это время на экране демонстрируется звездное небо
Инопланетянка: Нет среди этих планет нет моей родной планеты.
В: В семье Солнца царит идеальный порядок, никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает.
Инопланетянка: Как это получается?
Звездочет: Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца.
Дорожка, по которой движется планета, как называется, подскажите, ребята?
На экране демонстрируется слайд (орбита)
Дети: Орбита!
Инопланетянка: Все равно не понимаю, не понимаю…
В: Давайте попробуем показать нашей гостье, как это происходит.
В зале на полу раскладывается напольное панно «Орбиты солнечной системы»
В: Ребята, посмотрите внимательно, дорожки – орбиты все одинаковые или разные?
Дети: Разные.
В: Правильно, они различные по близости от Солнца. Интересно, какая планета быстрее совершает свой путь вокруг Солнца? Что бы это узнать, проведем эксперимент.
По считалочке выбираются 3 ребенка. На каждого надевают элемент костюма, изображающий планету. На напольном панно в центре изображено Солнце, вокруг Солнца – 3 дорожки-орбиты. На каждую дорожку встает один из троих детей. Под музыку выбранные дети- «планеты» проходят приставным шагом каждый свою «орбиту» и определяют, какая из них находится ближе всего к Солнцу.
В: Итак, ребята, мы с вами убедились, у каждой планеты своя орбита – дорожка. Планеты не мешают друг другу совершать движение вокруг солнца, и в зависимости от длины орбиты какие-то планеты завершают свой круг раньше, а какие-то позднее.
Инопланетянка: Действительно, все дружно. А у нас на планете, постоянная вражда идет.
В: Из-за чего?
Инопланетянка: Никак не можем решить, кто должен быть первым или вторым…
В: Мы поможем вам решить этот вопрос.
Инопланетянка: Правда? А как?
В: Поможет Вам в этом Волшебная космическая считалка! Послушай ее.
Ребенок читает считалку А.Усачева «Астрономическая считалка»:
Раз- Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс,
Пять — Юпитер, Шесть – Сатурн, А еще Уран, Нептун, И конечно же Плутон.
Наше Солнце — чемпион.
Инопланетянка: О! Какая замечательная считалка! Спасибо! Я смогу выбрать, кто будет первый, а кто второй! Я хочу попробовать, можно?
Инопланетянка считает и выбирает детей, выводя их на ковёр.
В: Ну, раз ты выбрала ребят, пусть они попробуют загадать загадки нашим гостям, а мы проверим, кто из них готов к полёту в космос? Согласны, уважаемые гости?
Инопланетянка: И я согласна!
Дети: И мы согласны.
Выбранные дети загадывают свои загадки.
Синенькая шубенка мир весь покрыла (Небо). Рассыпалось к ночи золотое зерно, Глянул поутру – нет ничего (Звезды на небе). Круглолица, белолица, Во все зеркала глядится (Луна)
Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце) Один пастух тысячи овец пасёт (Месяц и звёзды) Инопланетянка: Я тоже хочу, я тоже хочу загадать загадку вашим гостям. В: Ну, попробуй, Ларалунья!
Инопланетянка:
Ты меня увидишь в небе, Я хвостата, не хвастлива, Не планета, не ракета, А зовут меня… (комета)
Инопланетянка: Какие вы умные, земляне, все знаете. Мне с Вами хорошо. Но я хочу домой! Я хочу домой! Подскажите, как мне домой вернуться?
В: Ребята, я кажется поняла с какой планеты прилетела Ларалунья. Эту планету ниши астрологи открыли совсем недавно. Она тоже входит в состав солнечной системы. Но находится очень далеко. И еще совсем не изучена.
На экране демонстрируется слайд (звездная карта)
В: Давайте поможем нашей гостье вернуться вернуться на домой с помощью карты!
Инопланетянка: Какой карты?
В: По звездной карте. Датчик на нашей ракете уловил, с какой стороны вы прилетели. Сейчас мы все вместе проложим маршрут. У меня есть большая распечатка звездной карты, а вам, ребята, я раздам каждому по маленькому экземпляру.
В: Следуя этой карте, вы должны точно двигаться от звезды к звезде, придерживаясь только горизонтального или вертикального направления. Наискосок двигаться нельзя!
На экране демонстрируются слайды (черные дыры, красные звезды)
Инопланетянка: О! Я знаю что это (показывает на черные точки) — «черные дыры» — звезды небольшого размера. Они обладают огромной силой притяжения. Эта сила так велика, что черная дыра может притягивать к себе и расплющивать космические корабли, кометы и даже целые планеты. Значит, моему кораблю приближаться к ним нельзя! Приближаться нельзя!
В: Правильно. А еще запомните – что у красных звезд очень сильное, опасное излучение. К ним тоже приближаться нельзя. А в конце пути нарисуйте планету, с которой прилетела Ларалунья.
Детям и инопланетянке раздаются звездные карты и фломастеры.
Звездочет: Раз – два – три – дорожку полёта проложи!
Тихим фоном звучит космическая инструментальная музыка. Дети «прокладывают маршрут» фломастерами, соединяя заданные точки на бумаге, затем отдают карты Инопланетянке.
Инопланетянка: Спасибо большое! Я буду хранить ваши рисунки. Кто знает, может когда вы подрастете, прилетите ко мне в гости, и увидите свои работы.
Воспитатель и дети: До свидания!
На экране демонстрируется слайд (летающая тарелка)
Звучит музыка, инопланетянка «улетает».
Воспитатель:
А теперь пора нам, дети, возвращаться на ракете. Ведь Земля – планета наша, нет прекрасней её, краше. Космонавтами мы стали, многое мы повидали. Пристегнём ремни покрепче, возвращаться будет легче!
Демонстрируются слайды (орбитальный комплекс в полете) Дети вместе с воспитателем под музыку «улетают» … На экране демонстрируется слайд (звездное небо) В: Наконец — то мы дома. На этом наше космическое путешествие заканчивается. Но мы продолжим знакомиться с космосом, и кто знает, может кто — нибудь из вас в ближайшем будущим побывает в космосе и встретит там нашу знакомую Ларалунью…
Исполняется песня «Прекрасная планета».
(Слова и музыка Николая Моткова)
|