Гапонова Татьяна Михайловна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»

Программные задачи: Познакомить детей с образом жизни наших предков; формировать понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей; расширить и обогатить словарь детей новыми словами (печь, ухват, чугунок, рушник, прялка, веретено, сундук), а также за счет малых

фольклорных форм: пословиц, поговорок загадок; воспитывать любовь к своей Родине, ее истории, культуре, народу.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; физическое развитие;

Предварительная работа: беседы по теме; чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций по теме.

Материалы и оборудование: макет русской избы с предметами быта русского народа, тесто, каравай (или сдобный хлеб) для сюрпризного момента).

НОД

Дети сидят полукругом.

Воспитатель спрашивает:

- Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России).

Какое красивое название у нашей страны. Вспомните, откуда взялось такое название? (Давно в нашей стране жили люди с русыми волосами, их называли русичами, а страну Русью или Росью. От этого слова и произошло название Россия).

А может быть, слово Россия связано со словом роса такая же светлая, чистая…

Послушайте стихотворение

… «За ясные зори, умытые росами.
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Её по-славянски назвали Россией» …

- Ребята, а какие страны вы еще знаете? (Ответы детей)

- Молодцы! Скажите, кто живет во Франции? (Французы). Правильно. А в Англии? (Англичане). Верно. А мы живем в России, значит мы…? (русские) Правильно ребята. Россия – наша Родина. А как вы думаете, что такое Родина? (Родина – это место, где мы родились, где мы живем). Верно. Есть даже такая пословица: «Где родился, там и пригодился». Вспомните и вы пословицы о нашей Родине, о России. (дети вспоминают пословицы о Родине)

Наша страна большая. В ней много красивых городов, сел, деревень. А мы живем в городе или в деревне? (В городе). А почему вы так думаете? (Ответы детей).

Поднимите руку у кого дома есть телевизор? А холодильник? А у кого по вечерам горит свет? Мы даже себе не представляем, чтобы этого всего у нас не было, верно? Как вы думаете всегда так было? (Ответы детей).

Чтобы нам не гадать я предлагаю заглянуть в прошлое и посмотреть как жили люди в старину. Поможет нам ковер – самолет. Но до него нам надо дойти.

Физминутка.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке…
По тропинке побежим,
К самолету прибежим.

Сядем на ковер мы — самолет
И отправимся в полет…
Садитесь и закрывайте глаза. (Звучит музыка).
Дети открывают глаза и оказываются в русской горнице.

Воспитатель (одетый в русский костюм):

- Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые. Я хозяйка этой горницы Настасьюшка. Проходите, располагайтесь поудобнее. Осмотритесь. Что вы видите в моей избе? (Печку, сундук, лавки).

Но самое главное в моей избе… (пауза)

Летом спит,
Зимой горит,
Щи, да кашу варит,
И тепло нам дарит.

Что это такое? (Печка)

Скажите, зачем она нужна? (Готовить, печь хлеб, греться, отапливать избу, спать, сушить одежду, разные травки и т. д.).

Без печки не представляли себе жизни. И в народе о ней пословицы и поговорки складывали. Я знаю такую: «Догадлив тот хозяин, что на печи избу поставил». А вы знаете? (ответы детей).

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок.

- В каких сказках встречались мы с печкой? Дети вспоминают. Например: печка прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю, в печке прячется козленок от волка, Колобка испекли в русской печи.

Молодцы! Но пока мы с вами разговаривали, тесто мое подошло, пора его в печь сажать. А поможет мне этот предмет. (Воспитатель показывает детям лопату). Он помог и бабушке из сказки достать колобка из печи. Что это такое, на что похоже? (Ответы детей). Этот предмет так и называется лопата. А чтобы хлеб удался, надо сказать такие слова:

Жарко мы натопим печку. (потирают ладони)
Сварим щи, похлебку, гречку. (имитируют еду ложкой)
Подрумянятся в печи (круговыми движениями потирают щеки)
Пироги и калачи. (имитируют выпекание пирожков)

Воспитатель вызывает одного ребенка и вместе с ним «сажает» тесто в печь.

Воспитатель:

-Хлеб сидит у нас в печи, нам сварить осталось щи.

-Ребятушки, а в чем варятся щи? (В чугунке). Правильно. Но чтобы поставить чугунок в печь нужно воспользоваться таким предметом (воспитатель демонстрирует ухват) Может быть кто-то знает, как он называется? (Ухват). А без ухвата нельзя поставить? (Нет, можно обжечься). Верно, ухват нужен для того, чтобы печной жар руки не обжег.

Ну вот, обед у нас в печи. Теперь можно и рукоделием заняться. А рукоделие – это что такое? (То, что делают руками: шитье, вышивание, вязание). А из чего вяжут вещи? (Из ниток). А нитки где берут? (Нитки прядут прялкой или веретеном). Поможете мне ниток напрясть? Спасибо. А чтобы работа спорилась давайте скажем добрые слова:

Ты крутись, крутись, крутись,
Веретенце, не ленись!
Веретенце не ленись,
Пряжа тонкая не рвись. (дети имитируют пряжу ниток на веретене)

-Ниток мы напряли. Что с ними можно сделать? (Связать из них варежки, носочки, кофточки). Правильно. А где в моей избе можно хранить эти вещи? Куда их можно положить? (В сундук). Молодцы! А сундук для чего еще может пригодиться? (На нем можно сидеть и даже спать).

- Вот и хлеб наш готов. Как же нам достать его из печи? (Надо взять лопату, вынуть хлеб из печи и положить его на рушник, длинное вышитое полотенце).

-Много мы дел сегодня сделали. Назовите их (хлеб испекли, обед сварили, ниток напряли.).

- Пора и отдохнуть. Становитесь, будем хоровод водить.

Дети вместе с воспитателем водят хоровод под русскую народную песню «Во поле береза стояла».

(Звучит музыка). Воспитатель:

- Слышите, знакомая музыка зовет вас в дорогу. Но по старой русской традиции я не могу отпустить вас без гостинца. Возьмите каравай из русской печки. (Воспитатель подает каравай одному ребенку).

Дети садятся на ковер — самолет и закрывают глаза.

Рефлексия

- Где вы были? Что видели? Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Просмотров: 535
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Забанова Наталия. Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь