Осипова Ольга Леонидовна воспитатель I категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Солнышко» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Цель: Формировать интерес к природе родного края посредством знакомства с Раифским заповедником.
Задачи:
Скачать конспект
Познавательные:
- Уточнить знания детей о животных леса
- Закрепить знание детей о жизни животных в лесу, месте их обитания
- Формировать знания о взаимосвязи живого в природе.
Развивающие:
- Развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности.
- Расширять и активизировать словарный запас по теме «Дикие животные»
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
- Словесный (рассказ, беседа, поощрение)
- Наглядный (рассматривание слайдов, иллюстраций)
- Игровой (дидактические игры, воображаемая ситуация)
- Практический.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, слайды, иллюстрации, изображение леса на листе ватмана, картон белый, трафареты животных наших лесов, нитки цветные, мелко нарезанные на подносах, клей ПВА, кисть клеевая.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о диких животных, их особенностях и повадках. Чтение рассказов об обитателях леса Республики Татарстан. Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением животных, Д/и «Четвертый лишний», «Цепочка слов».
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. А куда, вы сейчас послушаете и угадаете.
(Музыкальное оформление: звуки леса, стрекот сороки)
- Что это за место, где можно услышать такие звуки? Кто-то стрекочет, вы не слышите? Как вы думаете кто это? По- моему так стрекочет в лесу сорока, вы её нигде не видите. Посмотрите, у нашей гостьи что-то в клюве. (Воспитатель читает письмо)
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие мои друзья из старшей группы детского сада «Солнышко». Я – лесной царь Берендей. Лес – мое царство- государство. Здесь я помогаю деревьям, растениям, птицам и животным. Но в последнее время, моих друзей, остается все меньше и меньше. Чтобы защитить лесных жителей, мне необходимы помощники.
Воспитатель: Я предлагаю вам помочь Берендею и отправиться в лес.
Физкультминутка «Путешествие в лес»
Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три...)
Впереди из-за куста,
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели,
И тихонечко все сели.
Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке. Кто же так мог замусорить полянку?
Дети: тут побывали туристы.
Воспитатель: Давайте поможем лесному царю Берендею и уберем мусор, для этого необходимо его правильно расфасовать: в один пакет — бумажки, в другой – пластиковые изделия. (Дети собирают мусор в два мешка)
Воспитатель: Нужно вспомнить правила поведения в лесу и рассказать их нерадивым туристам.
Дидактическая игра «Правила поведения в природе». Дети рассказывают, что означает каждое из выбранных им изображений о правилах поведения в природе.
Воспитатель: Прислушайтесь, кажется, туристы распугали всех зверей и они попрятались за кусты, деревья, пни. Мы сейчас их найдем.
Дидактическая игра «Чей хвост? Чьи уши?». Дети определяют и называют животных по изображению хвоста или ушей.
Воспитатель: А знаете ли вы, кто обитает в лесах татарского края? Предлагаю отгадать загадки. Отгадки мы внесем в кроссворд и сможем получить очень важное слово.
1. Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) 2.Он зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)
3. В гнездышках на ветках
Маленькие детки
В колыбельках они спят
И шуметь нам не велят! (Птенцы) 4.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)
5. Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь) 6.Из сухих иголок хвои
Дом они в лесу построят. (Муравей)
7. Пестрая птица села на сук,
И застучала громко:
Тук-тук-тук (Дятел) 8.Он подвержен интересу,
Хруст идет всему лесу,
Носом роет тут и там...
Ищет желуди... (Кабан)
9. Вы его в ночном часу
Обнаружите в лесу
То молчит, то скажет вслух
Неожиданное: «Ух!» (Филин) 10. Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса)
Воспитатель: Все загадки отгадали, а какое слово получилось, вы мне ответите, если посмотрите на это изображение. Как называется место, где защищают редких животных и растения.
Дети: Заповедник.
Воспитатель: (Просмотр презентации о заповеднике).
Заповедник — это островки спасения природы от человека. Это место, где специальные люди – лесники, экологи, охраняют травы, цветы, насекомых, животных, птиц, рыб, деревья. В заповеднике нельзя охотиться, ловить рыбу, рвать цветы, собирать ягоды, грибы. В заповедник люди ходят на экскурсии, любуются красотой природы.
Рядом с нашим городом Зеленодольском, есть Раифский заповедник, он образовался около 60 лет назад. Он расположен на левом берегу Волги где много озер и болот. Самое большое в заповеднике – Раифское озеро. По преданию в озере не квакают лягушки, им запретил монах, живший много лет назад в монастыре на берегу озера, потому что они мешали ему молиться.
Растительный мир очень богатый. Здесь растет много сосен, их высота 38 метров, это почти 13 – 14 этажный дом, а возраст деревьев — 210 лет. Здесь можно увидеть чернику, бруснику, костянику.
Разнообразен и животный мир, кого вы узнали? Обитают здесь ежи, кроты, обыкновенные бурозубки, заяц, белка. Скажите, а чем питается белка?
Воспитатель: (Рассматривание сосновой шишки). Чем больше семян сосны, тем больше белок в заповеднике. Еще обитает по опушкам и лесным просекам лось и кабан. Можно встретить косуль, но сейчас их осталось очень мало. В водоемах живет ондатра.
Птиц заповедного края знают многие. В Раифском заповеднике обитает редкий в Татарстане глухарь. Из хищных птиц гнездится большой подорлик — это тот же орел, но немного меньше и окрас у него более ровный. Встречается филин, реже – перепел.
Заповедник – это общий дом для всех диких зверей, и у каждого есть свой небольшой дом, в котором он живет, прячется, хранит свои запасы и отдыхает. Давайте вспомним, как же эти дома называются.
Словесная игра «Чей домик» (воспитатель бросает мяч ребенку и называет животное, ребенок называет дом)
Воспитатель: Посмотрите какой красивый заповедный лес на этой картине. Предлагаю вам его заселить животными и отправить в подарок царю Берендею.
Коллективная аппликация «Заселим заповедник»
Дети на ватмане располагают трафареты животных, при этом их оклеивают разноцветными шерстяными нитками.
Воспитатель: Берендей благодарит нас и надеется, что мы никогда не будем обижать животных и будем заботиться о природе. Лесной царь приготовил для вас медали «Знатоки природы».
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Что интересного вы узнали и что вы больше всего запомнили?
|