Конспект НОД "Активизации познавательной деятельности дошкольников"
Пояснительная записка
Актуальность:
Вопросам активизации познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особое внимание в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. При этом под познавательными интересами понимается стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, они стремятся получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Развитие познавательных интересов и познавательных действий дошкольников осуществляется в процессе активной познавательной деятельности.
Новизна.
- состоит в формировании у детей способностей обнаруживать и вычленять видимые и скрытые свойства и качества воспринимаемых объектов.
- заключается в создании условий для познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.
Практическая значимость.
На основе экспериментов, наблюдений, аналитической деятельности, организованных на основе ведущего вида деятельности дошкольников — игре, у дошкольника формируется первые мировоззренческие установки, которые определены Федеральными государственными требованиями, программой воспитания и обучения в детском саду как формирование целостной картины мира.
Учебно-методические ценности.
НОД построена на познавательно-исследовательской деятельности, которое позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию.
Развитие действий анализа и синтеза у детей
2 младшей группы
Аннотация. В младшем дошкольном возрасте важно учить ребенка определять функциональное назначение предметов и видеть их существенные признаки. Педагогические действия, решающие эту задачу, могут быть разнообразны: вопросы, задания, упражнения, игры. Но главное, чтобы ребенок совершал как можно больше поисковых действий, взаимодействовал с разными объектами, а воспитатель направлял его познавательную активность, стимулировал ее, поощрял, помогал, называя его действия, побуждал к называнию своих действий, ответом и вопросом.
Игра – сказка «Футбольный мяч»
Цель. Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Образовательные области: Познавательное развитие, социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Виды деятельность: Речевая, двигательная, познавательно — исследовательская, коммуникативная.
Задачи:
Образовательные:
- Научить обобщенным способом обследование предметов, выделять существенные признаки предметов и устанавливать взаимосвязь их свойств, качеств и функций.
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать
выводы на основе полученных результатов.
- Побуждать к выявлению и называнию характеристик предметов (форма, размер, материал, вес, назначение).
Развивающие:
- Развивать умение анализировать и синтезировать свойства объектов окружающего мира, делать выводы.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать
делать выводы.
- Развивать двигательную активность.
- Развивать умение пользоваться исследовательскими действиями.
Воспитывающие:
- Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах, любовь к спорту, навыки к сотрудничеству
- интерес к занятиям физической культурой, взаимодействию со взрослыми, самостоятельные действия ребенка
- собственные пробы, выбор, поиск.
Словарь: Стеклянный, металлический, воздушный, футбольный мячи, насос.
Оборудование: кубики на каждого ребенка, стеклянный и металлический шар, резиновые мячи на каждого ребенка, воздушные шары на каждого ребенка, картинки с изображением 2 медвежат и футбольного мяча.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций мячей, игр с мячом, просматривание мультфильма про футбол, беседы о мячах.
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям послушать сказку о медвежатах, которые однажды захотели поиграть в футбол.
Воспитатель: В лесу жила мама медведица и было у нее два медвежонка. Однажды мама медведица рассказала медвежатам, что видела на полянке детей, которые играли в футбол. Медвежатам тоже захотелось поиграть в футбол, и они побежали на полянку. Так как мяча у них не оказалось, они решили вместо него взять кубик. Один медвежонок пнул лапой кубик, но он не покатился по земле, а лишь перевернулся на другой бок и остановился. (Воспитатель прерывает сказку, показывает детям кубик, выявляет с их участием качества и свойства, затем предлагает взять каждому ребенку по кубику и прокатить его).
Дети берут по кубику и пытаются его прокатить.
Воспитатель: Почему не покатился кубик?
Ответы детей.
Воспитатель продолжает сказку.
Медвежата тогда взяли играть стеклянный шарик, но, когда его медвежонок пнул лапой, он разбился. (Воспитатель прерывает сказку, показывает детям стеклянный шар, выявляет с их участием качества и свойства).
Воспитатель: Почему разбился стеклянный шарик?
Ответы детей
Воспитатель продолжает сказку.
Тогда медведи взяли играть воздушный шар, но он улетел и лопнул.
(Воспитатель прерывает сказку, раздает детям воздушные шары, выявляет с их участием качества и свойства).
Воспитатель: Почему воздушный шарик улетел и лопнул?
Ответы детей.
Воспитатель продолжает сказку.
Медвежата тогда взяли металлический шарик, но когда медвежонок его пнул, то ушиб себе лапу. (Воспитатель и прерывает сказку, показывает детям металлический шар, выявляет с их участием качества и свойства).
Воспитатель. Почему мишка ушиб себе лапу?
Ответы детей.
Воспитатель продолжает сказку.
Медвежата побежали к маме и рассказали, что они не могут найти нужный мяч для игры в футбол. Мама медведица улыбнулась, и сказала, что в футбол надо играть футбольным мячиком. Тогда медвежата взяли футбольный мяч и побежали играть на поляну. На полянке они поняли, что лучше всего играть футбольным мячиком.
(Воспитатель достает футбольный мяч и рассматривает с детьми его, выявляет с их участием качества и свойства, отличающие резиновый мяч от других круглых предметов, упомянутых в сказке).
Воспитатель: Каким мячом нудно играть в футбол?
Ответы детей.
Рефлексия
Воспитатель предлагает детям поиграть в мяч, подкинуть вверх, прокатить, отбить об пол. Дети берут по мячу, а воспитатель сопровождает действия детей словами – определениями свойств мяча: «Вот какой замечательный мяч! Он упругий, потому и прыгает высоко. Он очень легко катится по полу потому что, круглый. Его в руках приятно держать – он такой гладкий.
Заключение. Алгоритм действий анализа и синтеза во второй младшей группе можно считать освоенным, если дети самостоятельно или с помощью взрослого;
- используют разнообразные исследовательские действия, необходимые для вычленения внешних признаков предмета
- умеют определять словом такие признаки, как форма, цвет, величина, количество, функциональное назначение предмета
- научились способом обследования, выявляющим скрытые признаки предмета с помощью взрослого
- вместе с воспитателем выделять существенные признаки предметов, устанавливают их элементарные взаимосвязи и функции.
Использованные источники:
- Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. — 2009. — № 3.
- Семёнова, Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников [Текст] / Т.М. Семёнова // Дошкольная педагогика: журнал. — 2012. — №10. — С. 17-21.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации.
- Щетинина А.М. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика. -М.: ТЦ Сфера, 2011. -128 с. (Библиотека Воспитателя). (2)
- Экспериментально-исследовательская деятельность в организации работы по экологическому воспитанию старших дошкольников: Из опыта работы Димовой Татьяны Владимировны, воспитателя разновозрастной группы МКДОУ «Детский сад пос. Бира» Облученского муниципального района. - Биробиджан: ОблИПКПР, 2013. - 44 с.
|