Пальчиковская Ирина Дмитриевна. Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников.

Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, развитию речи и обогащению словаря, приобретению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Для получения качественных знаний, нужно постоянно искать новые, необычные формы, методы, интересные детям. Одним из таких методов я считаю метод моделирования проблемных ситуаций. Создание проблемных ситуаций позволяет детям доказывать свою точку зрения, используя ранее полученные знания. Проблемные ситуации я использую и при введении новой темы. Например, сочиняем с детьми сказку, в которой Баба Яга заколдовала воду и она стала непригодна для питья. Что же нам делать, ведь мы знаем, что без воды человек не может долго обходится! Появляется

 

Скачать конспект

Знайка (или любой другой персонаж) и предлагает детям карточки, с помощью которых можно решить эту проблему. На столах у детей карточки, на которых изображено срезанное горлышко пластиковой бутылки, пластиковая бутылка, вата или салфетка, чайник. Размышляя, дети приходят к выводу, что нужно вставить отрезанную верхнюю часть бутылки, затем вставить в бутылку, положить вату, пропустить через вату воду, очищенную воду прокипятить.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно вошел в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Не исключением является и наш детский сад. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе с родителями и детьми.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Я считаю, что применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и развивает ребенка всесторонне. Нами создана копилка мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ.

Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.

На занятиях мы используем мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, повысить этим эффективность педагогической деятельности.

Основа любой современной презентации — облегчение процесса зрительного восприятия и запоминание информации с помощью ярких образов. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде
  • объединение аудио видео и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из научной литературы
  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы
  • активизация зрительной функции, глазомерных возможностей ребенка.

Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Применяемые в процессе экспериментирования компьютерные и мультимедийные средства обучения вызывают огромный интерес у моих воспитанников.

С помощью современных технологий можно ярко проиллюстрировать то, что зачастую скрыто от наших глаз, доступно рассказать детям о процессах и явлениях, которые пронаблюдать в природе не представляется возможным из-за их пространственного или временного масштаба, а также смоделировать уже проведенные детьми эксперименты, если что-то осталось ими недопонято.

Свойства объектов неживой природы можно изучать, производя с ними практически любые манипуляции. С живыми объектами всё иначе. Процесс их изучения осложняется из-за риска нанести им вред. Не смотря на то, что интерес детей к ним очень велик, в большинстве случаев мы можем ограничиться лишь наблюдением за ними, и то, только тогда, когда они попадают в поле нашего зрения. В таких случаях мне на помощь снова приходили современные технологии. Я создавала презентации таким образом, чтобы они были схожи с экспериментом, а не воспроизводили факты. Так, для знакомства с покровной окраской, я, на примере кузнечика, продемонстрировала детям это свойство живых организмов.

Сначала мы «сажали» его на песчаную поверхность, и дети видели, что в такой ситуации кузнечику угрожает опасность, он сильно отличается по цвету от окружающей его среды и легко может стать чьей-нибудь добычей. Потом мы перемещали его на зелёный листок, где он, по мнению детей, «находился в безопасности».

Есть такие явления, как круговорот воды в природе, с которыми непросто познакомить детей в силу их сложности и масштабности.

Пронаблюдать отдельные процессы, составляющие круговорот, не составляет труда (вода при нагревании превращается в пар, он, в свою очередь, попадая на холодную поверхность, снова образует капельки воды, которые соединяются между собой в большие капли и падают вниз), а вот как соединить всё воедино, связав эти процессы с природными явлениями? В этом тоже помогает компьютерная презентация. Во время её демонстрации, детям задается ряд вопросов: что произошло? почему? что будет происходить дальше? К этому моменту мы с детьми уже изучили свойства воды, познакомились с её агрегатными состояниями, пронаблюдали процессы перехода из одного состояния в другое, поэтому дети, основываясь на уже имеющихся у них знаниях, предполагали, что будет происходить дальше.

Детей старшего дошкольного возраста можно познакомить с происхождением нашей планеты подчеркнуть, что сначала планета представляла собой огненный шар. Затем этот шар стал постепенно остывать.

В это время наблюдалось значительное появление вулканов. После презентации легко перейти к опытно-экспериментальной деятельности «вулкан».

А после эксперимента детям была показана картина того, что вулканы выбрасывали неимоверное количество воды, которая испаряясь, превращалась в облака. Начались проливные дожди, которые лили месяцы.

Так на Земле образовались океаны. И постепенно Земля приобрела современный вид.

Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия способен сделать маленький естествоиспытатель. Наряду с компьютерными технологиями, я пользуюсь синквейнами. Этот эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве расширения понятийного и словарного багажа. Синквейн, от французского слова «пять», означает белый стих, состоящий из пяти строк.

Синквейн составляется по определенному алгоритму. 1-строка – имя существительное. 2-я строка – два имени прилагательных, описывающих предмет или тему. 3-я строка – три глагола. 4-я строка — фраза из четырех и более слов, выражающая отношение к предмету или теме. 5-я строка – одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией. Таким образом, сочетание традиционных и инновационных методов, позволяет сделать опытно- экспериментальную деятельность детей более интересной, насыщенной, увлекательной.

Использование синквейна, мультимедийных презентаций в нашем дошкольном учреждении позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Список литературы:

  1. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. — С.302
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12. 2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование — вклад в будущее». — С.102
  3. Библиографическое описание: К.А. Михальченко Инклюзивное образование — проблемы и пути решения / Михальченко К.А. // Теория и практика образования в современном мире: -- СПб.: Реноме, 2012. — С. 206
  4. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. — №3. — 2010 г. — С. 136.
  5. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. — 2011. — N 1. -С. 83- 92. — Библиогр.: с. 91 (8 назв.). — ISSN 1814-2052
  6. Бутенко В. Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада / В. Н. Бутенко. — (Психология формирования личности) // Психология обучения. — 2010. — N 10. -С. 46-56. — Библиогр.: с. 55 (7 назв.). — ISSN 1561-2457
Просмотров: 570
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Костромина Надежда Сергеевна. «Интегрированное и инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Карелина Елена Николаевна. Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
  • Ильина Оксана Васильевна. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Белая Ирина Викторовна. «Применение интерактивных и активных методов обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы»
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Плашкина О.О., Тихоненко И. В.. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Солтанова Олеся Адамовна. «Использование игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата в средней группе»
  • Крапивко Елена Александровна. Технологии активных методов обучения в контексте преемственности стандарта дошкольного и начального общего образования
  • Елистратова Н. А. Использование современных методов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для развития у детей дошкольного возраста актерских способностей и интереса к театральному искусству.
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей 5-6 лет «Круговорот воды в природе»
  • Колывагина Елена Васильевна, Абрамова Ирина Павловна. Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе компенсирующего обучения для детей с ОВЗ (ЗПР). Тема: «Покоряем вершины знаний»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • О.Ф. Горбатенко, Г.В. Шарафиева. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Редактор. Дополнительное образование Извлечение из Закона Российской Федерации 'Об образовании'
  • Чугай Татьяна Ивановна. Использование технологии коррекционного обучения с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Елена Евгеньевна Дьячук. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Иванова Нина Иннокентьевна. Применение технологии проектной деятельности в воспитательно – образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста
  • Фесенко Ксения Сергеевна. Возможности использования мультимедийных презентаций в ознакомлении старших дошкольников со скульптурами г. Белгорода
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь