Воспитатель Лисичкина Ольга Васильевна
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Основная задача экспериментальной деятельности развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, наблюдательности, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Формировать умение комплексно обследовать предмет. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.
Скачать конспект
В процессе экспериментирования дети получают возможность почувствовать себя ученым, исследователем. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, проверять их опытным путем, делать выводы, у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения.
Цель: познакомить детей с источниками света, объяснить, что источники могут быть искусственными – изготовленные людьми (свеча, фонарик, лампа), природные (солнце, луна, костер)
Оборудование и материалы: Картинки с изображением источника света, иллюстрации событий, происходящих в разное время суток, предметы которые не дают света, свеча, фонарик, волшебная коробочка, настольная лампа).
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадки и предлагает найти отгадки на картинках.
Загадки
Висит груша Нельзя скушать.
Дом – стеклянный пузырек А живет в нем огонек Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)
Ежегодно по утрам Он в окошко входит к нам. Если он уже вошёл, Значит, день пришёл. (Свет)
Без него плачемся, А как появится, От него прячемся. (Солнечный свет)
Свет идет не с потолка, Свет дает моя рука. - Я включаю и Она Как домашняя луна
Светит около меня, И под ней читаю я. (Настольный светильник)
Светильник — это искусственный источник света, который представляет собой прибор, распределяющий равномерно световой поток от лампы.
Входит Знайка. Здравствуйте дети и дорогие гости! (Дети здороваются).
Давайте посмотрим в окно и определим, темно сейчас или светло. Что сейчас светит?
Дети: (Солнце).
Знайка: Что еще может осветить предметы, когда в природе темно?
Дети: (Луна, Костер).
Знайка: Я предлагаю вам узнать, что находится в волшебной коробочке! (внутри лежит фонарик). Давайте посмотрим в прорезь и определим, темно там или светло.
Дети: (смотрят в прорезь и отмечают, что там темно, ничего не видно).
Знайка: Как сделать, чтобы в коробочке было светлее?
Дети: Открыть коробочку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.
Знайка: (открывает коробочку и все видят, что в нем лежит фонарик).
А если мы не будем открывать коробочку, как сделать чтобы в нем было светло?
Дети: Зажечь фонарик.
Знайка: (зажигает фонарик, опускает его в коробочку).
А теперь давайте закроем коробочку и посмотрим в прорезь.
Дети: (смотрят в прорезь). Свет.
Знайка: Ребята давайте с вами проведем опыт.
Опыт «Что дает больше света?
Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.
Знайка: Что же светит ярче?
Дети: Ярче светит настольная лампа, свеча дает меньше света.
Опыт «Волшебные лучи»
Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Спрашивает, почему плохо видно?
Знайка: Ребята нужно что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше?
Дети: (Приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод: освещенность зависит от источника, чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот.
Знайка: (достает картинки). Ребята, у меня перепутались картинки. Помогите мне разложить и на две группы: свет искусственный, созданный человеком и свет природный.
- Что светит ярче — свеча, фонарик или настольная лампа?
(Ответы детей)
- Что светит ярче – солнце, луна или костер?
(Ответы детей).
Знайка: Спасибо ребята, до скорой встречи!
Источники
- ТугушеваГ. П., Чистякова А.Е «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего возраста». ДЕТСТВО – ПРЕСС 2009
- Нищева Н.В. ДЕТСТВО – ПРЕСС 2017
|