Занятие с дошкольниками старшей группы в технологии «Ситуация» — Тема: «Знакомый незнакомец Апельсин»
Цель: расширить знания детей о цитрусовом фрукте – апельсине (не тонет, так как есть воздух в кожуре)
Задачи
Обучающие:
- расширить представления детей о фруктах;
- закреплять умение группировать фрукты по разным признакам;
- развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, творческое воображение с помощью методов
ТРИЗ;
- развивать свободное речевое общение, внимание;
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, воспитывать желание приходить друг к другу на помощь
Оборудование: апельсин (в кожуре и без), фрукты, листы с изображением апельсина, фломастеры, «волшебный поясок» (с изображением фруктов), емкость с водой, доска, мяч, лупы, песенка «Оранжевая песня» (сл. Арканова, муз. Певзнера)
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире; вызвать желание помочь Степашке.
Воспитатель собирает детей около себя
- Любите ли Вы фрукты?
- А какие фрукты любите больше всего, назовите? (каждый называет свой любимый фрукт)
- Ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришел в гости? (Степашка)
- А что он любит кушать больше всего? (морковь)
- Морковь это что? (овощ)
- Верно, Степашка кушает овощи, а о фруктах ничего не знает, и пришел к Вам, чтобы как можно больше о них узнать. Хотите ему помочь? Сможете это сделать?
2. Актуализация.
Дидактические задачи:
- актуализировать знания детей о свойствах фруктах, в частности, апельсина;
- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание память, речь.
- Перед Вами фрукты (на подносе).
- По каким признакам все эти фрукты можно разделить на группы? (по вкусу)
- Сколько групп получилось? (2)
- Какие? (сладкие и кислые), группируем.
- Как можно еще разделить фрукты (по цвету, величине, форме и т.д.)
- А кто догадался, какой признак мы еще не назвали? (по текстуре кожуры: с гладкой кожурой и с неровной, пористой)
Вывод: фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получится разное количество групп.
- Каждый из вас сегодня назвал свой любимый фрукт, у меня он тоже есть.
- Хотите узнать какой?
Игра «Волшебный поясок» (дети задают вопросы о свойствах фруктов, а воспитатель отвечает «да» или «нет» до тех пор, пока не узнают загаданный фрукт, им оказывается апельсин). Молодцы, догадались. Становитесь в кружок и давайте назовем признаки апельсина (спелый, сладкий, круглый, сочный, твердый, оранжевый, большой, вкусный, ароматный, душистый, зрелый, пористый).
- А давайте попробуем видоизменить его. Придумайте такой фантастический апельсин, который в жизни никогда не видели. Справитесь? А помогут вам в этом картинки с изображением птичек. Подберем слова – характеристики к слову «птица». Какая она? (плавающая, крикливая, прыгающая, летающая, клюющая и т.д)
- А теперь вместо птиц поставим слово «апельсин» (н: апельсин – летающий, прыгающий, плавающий). Как он может выглядеть? (с ножками, на лодке, на волне, с улыбкой)
- Что хорошего в том, что у нас получились такие необычные апельсины (они стали как живые)
- А что плохого? (нельзя кушать)
- Хотите сделать апельсины необыкновенными (да)
- Тогда дорисуйте по желанию.
- Ну а теперь устроим выставку (дети прикрепляют свои работы к доске).
Фотографируем выставку для Степашки.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новом свойстве апельсина
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксаций затруднения, понимания его причины
- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь
- Посмотрите какие необычные и яркие апельсины вы нарисовали. Здесь у вас даже плавающий апельсин. А в жизни может быть плавающий апельсин? Давай – те проверим.
А Степашке то как интересно.
Опыт «Почему апельсин не тонет?»
- Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (мнения разойдутся) Попробуйте, он тяжелый (воспитатель дает апельсин в руки детям)
- Можете точно ответить, утонет или нет? (нет) Почему? (потому что не знаем)
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого или узнать самим). А какой способ для вас интереснее? (узнать самим)
- Давай – те попробуем (дети бросают апельсин в емкость с водой)
- Что вас удивило? (апельсин не утонул)
- Как вы думаете, почему это произошло? (предположения детей)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- сформировать представления о новом открытии, что в порах апельсина содержится воздух, поэтому он не тонет.
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
- Я предлагаю очистить апельсин и бросить его в воду. Что произошло? (он утонул)
- Что мы можем предположить? (неочищенному апельсину не давала утонуть кожура)
- Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет)
- Что произошло? (кожура не утонула)
- Хотите побыть исследователями, возьмите лупы и рассмотрите кожуру. Какая она? Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? (кожура неровная, пористая, шершавая)
-Мы с вами уже проводили опыт с воздухом и делали вывод, что воздух есть везде…
- Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет. А воздух легче воды. Теперь мы можем дать ответ на вопрос: «Почему апельсин не тонет?» (ответ детей)
-Вот, понятно теперь тебе, Степашка?
Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Дидактические задачи:
- расширить представление о свойстве, что воздух легче воды на основе других фруктов.
- Ребята, а вам интересно узнать, в каких фруктах еще есть воздух? (да)
- Как проверить? (бросить в воду)
Уточнение воспитателя, почему такое случилось?
5. Осмысление.
Дидактические задачи:
- провести рефлексию деятельности на занятии
Воспитатель собирает около себя детей
-Чем мы сегодня занимались? Кому сегодня помогали?
- Благодаря вам Степашка узнал много интересного о фруктах
-А что для вас было нового? О чем бы вы хотели рассказать сегодня родителям? (апельсин не тонет в воде, потому что у него в кожуре есть воздух, а воздух легче воды)
- Вы сегодня еще раз показали, что умеете находить ответы на, казалось бы, трудные вопросы. Рассказали Степашке о фруктах, узнали, почему апельсин не тонет.
Вы большие молодцы, а фрукты мы сейчас поделим, скушаем и угостим Степашку.
|