Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Прогулка к морю»
Образовательная область: познавательное развитие
Составитель: воспитатель Рашева М.А. г. Биробиджан, 2017 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с обитателями моря.
- Закреплять знания детей о свойствах воды через экспериментальную деятельность.
- Закрепить знание о роли человека в сохранении чистой воды на планете.
- Развивать наглядно-образное мышление, слуховое и зрительное восприятие.
- Развивать коммуникативные навыки, умение вести себя в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других детей.
- Воспитывать у детей желание беречь окружающую природу.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно -исследовательская, трудовая, музыкальная, физическая, самостоятельная.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Методические приёмы: игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, использование ИКТ, здоровьесберегающие технологии: физминутка, игра -релаксация, пескотерапия.
Материалы: костюм Водяного, вода, синяя краска, губки, белые листы с восковым изображением морских обитателей, головные уборы моряков и капитана, руль, бинокль, якорь, ящик с песком, звуки воды, прозрачные стаканы для каждого ребенка, салфетки, пластмассовые рыбки разных оттенков, информационные технологии, камни разных оттенков, 2 монетки, море-декорация.
Предварительная работа: сюжетно — ролевая игра «Путешествие на корабле», игра «Спрячь рыбку за камушек», знакомство со свойствами воды.
Словарная работа: морские обитатели, прозрачная, бесцветная, безвкусная, бес запаха, чистая, окрашенная, синяя.
Ожидаемый результат:
ХОД:
1. Организационный момент: в зале создана картина моря (тканью голубого цвета обозначена поверхность воды), звучит музыка.
-Придумано кем-то, просто и мудро при встрече здороваться, доброе утро!
- Доброе утро, солнцу и птицам! Доброе утро, улыбчивым лицам!
-Крепко за руки возьмемся, и гостям мы улыбнемся.
-Здравствуйте, гости!
-Ребята, хочу вам предложить попутешествовать по морю, полюбоваться его красой, опуститься на морское дно и побывать в гостях, а у кого, вы должны будете отгадать.
2. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле»
-Нам предстоит путешествие на корабле. Предлагаю вам выбрать капитана с помощью считалки (дети по считалке выбирают капитана).
-Занимайте места, мы готовы к отплытию (слайд1, 2, 3: изображения корабля).
(во время плавания дети выполняют движения физминутки).
Физминутка:
Раз-два — острова! (показывают руками круги)
Три-четыре — мы поплыли! (плавательные движения руками)
Пять-шесть — сходим здесь (топают)
Семь-восемь — столько сосен! (разводят руки)
Девять-десять — мы в пути!
Досчитай ка до десяти!
- 2, 3, 4, 5!
- Дыхательная гимнастика «Морские волны» (под музыкальное сопровождение) (4 слайда: изображение моря в разных состояниях).
-Ветер шумит (у-у-у), (глубокий вдох носом, выдох ртом)
-Волна накрывает нас справа (ай-ай-ай), (гладят по голове, наклоняются вправо)
-Волна накрывает нас слева (ой-ой-ой), (гладят по голове, наклоняются влево)
-Волна приближается (о-о-О-О), (с усилением голоса)
-Волна убывает (о-о-О-О), (с усилением ослаблением голоса).
-Мы находимся рядом с островом (слайд 5,6: изображение острова).
Воспитатель предлагает детям отправится на остров.
3. Пескотерапия (под спокойную, тихую музыку)
-Ребята, посмотрите какой у нас песочек на берегу! Давайте поиграем: сделаем отпечатки кистей рук; проведем пальчиками по поверхности песка, оставляя следы; оставим отпечатки кулачков, рёбер ладоней.
-Что вы чувствуете? (дети делятся своими ощущениями).
-А теперь, пустим руки глубоко в песок и нащупаем, что там есть (дети достают рыбки — игрушки разных цветовых оттенков).
-Кто это? (рыбки). Их вынесло волной на берег. Нужно вернуть их обратно в море (дети относят рыб к морю).
4. Игра «Спрячь рыбку за камушек»
-Посмотрите, сколько разноцветных камней. Спрячьте рыбку за камень такого же цвета (дети прячут рыбок за камни).
5. Игра-имитация «По морю» (слайд 7: изображение моря)
-Ой, ребята посмотрите, а кто там в воде? (воспитатель привлекает внимание детей на персонаж).
Водяной: — Я Водяной, я водяной…
Никто не водится со мной!
Кругом меня водица, ну что с таким водится?
-Не огорчайся, Водяной, мы будем дружить с тобой!
-Ну, тогда прыгайте ко мне в воду! Не бойтесь, никто не утонет. Вода у меня чистая, я охраняю её, да и обитателей много, я вам покажу красоту морского дна (дети прыгают, имитируют плавание).
6. Рассказ Водяного
Водяной: — Посмотрите на этих медуз. У них много юбочек, ими они очищают воду и при помощи них передвигаются. Они маленькие, а проделывают большую работу. В начале лета их мало, но ближе к осени их становиться так много, что они заполняют все прибрежные воды
Под водой, в прозрачных блузах,
Важно плавают медузы,
Не спеша, неторопливо,
Так, чтоб выглядеть красиво,
Вот какие модницы,
Модницы- подводницы (слайд 8,9, 10, 11: изображение медуз).
-Посмотрите, какой у меня красивый лес растет! Кто его правильно назовет? (водоросли).
Под водой есть лес зеленый,
Всех он кормит и спасает.
Это водорослей кроны
Волны бережно качают.
-Как вы думаете, ребята, какую роль выполняют водоросли, для чего они растут в воде? (предположения детей).
Водяной: -Водоросли насыщают кислородом воду, являются кормом для обитателей моря, служат им домом и укрытием (слайд 12, 13. 14: изображения водорослей).
Водяной: -Посмотрите, какие еще сокровища у меня есть! Как вы думаете, что это? (кораллы). Это мелкие животные подарили мне их; погибая, они превращаются в кораллы.
Стоит замок из кораллов,
Цвет особенный такой…
То зелёный он, то красный,
То он нежно — голубой.
Цвет кораллов зависит от животных, которые на них живут. Кораллы помогают очищать воду (слайд 15, 16, 17: изображены кораллы).
7. Проблемная ситуация «Помоги очистить дно морское»
-Ребята, посмотрите! На дне у Водяного мусор. Как он здесь оказался? (предположения детей).
-Как можно Водяному помочь? (предположения детей).
Воспитатель предлагает детям помочь Водяному (дети собирают в ведерки мусор).
Водяной: -Много я повидал на своём веку: затонувшие корабли, браконьеров, которые вылавливают огромными сетями рыбу, разлившийся мазут, от которого гибнут морские животные. Жаль, что так происходит, ведь вода так необходима всем для жизни (слайд 18, 19, 20: изображение загрязненного морского дна).
-Ребята, необходимо беречь окружающую среду.
Водяной: -Ребята, я приглашаю вас в мою морскую лабораторию, а сам пока на волнах поплаваю.
8. Эксперимент «Свойства воды»
-Ребята, давайте понаблюдаем за свойствами воды. Но прежде приготовимся (пальчиковая гимнастика под музыку).
(воспитатель приглашает детей присесть за столы, на которых выставлены оборудование для экспериментов).
-Какая вода в стакане? (прозрачная, чистая, бесцветная).
-Попробуйте её на вкус. (дети пьют воду).
-Какая вода на вкус? (безвкусная).
-Понюхайте воду. Какая вода на запах? (без запаха).
-Ребята, я добавлю немного краски и перемешаю, вы сделайте тоже самое.
-Какая стала вода в том стакане, в который мы добавили краску? (синяя, непрозрачная, окрашенная).
-Сейчас я в оба стаканчика положу монетку. Посмотрите, что произошло? В каком из стаканчиков монетка видна, а в каком — нет? (в стаканчике с водой монетка видна, а в стаканчике с окрашенной водой -нет).
Воспитатель предлагает детям сделать вывод о свойствах воды (вода не имеет собственного цвета, она прозрачная).
9. Самостоятельная деятельность детей (во время работы детей звучит спокойная музыка).
-А теперь, этой окрашенной водой с помощью губки намочите белые листы бумаги (дети выполняют задание, на листах появляются морские обитатели: рыба, осьминог, морская звезда, дельфин).
-Кто у вас появился? (дети называют).
Как всех назвать одним словом? (морские обитатели).
10. Игра «Кому ты рад»»
-Ребята, я вижу как вы рады морским обитателям, которые у вас появились.
(воспитатель спрашивает каждого ребенка, кому он рад, например: я рад рыбе и т.д.).
11. Итог
Водяной: -Ребята, я дарю вам картинки с изображением морских обитателей.
Дети благодарят Водяного и отправляются на корабль.
Капитан: — Понять трап! Поднять якорь! Полный ход. Лево руля. Курс домой.
(во время отплытия воспитатель подводит итог о значении воды в жизни всего живого).
-Дети вы обратили внимание, как переживает Водяной за свое морское царство? И не зря, ведь вода загрязнена. Одни обитатели морского царства погибают, другие приспосабливаются к создавшимся условиям. Ещё не поздно сохранить то, что есть. Не будьте равнодушными к происходящему, помните, что: без воды прожить не могут птица, зверь и человек (повторить с детьми хором) (слайд 21: корабль плывет).
-Вот мы и дома. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествие? (ответы детей).
|