Эти удивительные камни
Хрузина Людмила Викторовна Воспитатель старшей группы МБДОУ № 59
Дети дошкольного возраста – настоящие исследователи. Простейшие опыты, эксперименты всегда вызывают любопытство и активность. Педагог должен создать тот мир исследования предметов, тот увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.
Этому способствует коллекционирование – одна из форм познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Значение коллекционирования для развития ребенка очень велико.
Коллекционирование можно использовать в разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, художественно-эстетической и др.) и формах образовательного процесса (самостоятельной детской деятельности, совместной деятельности ребенка и взрослого).
В долгосрочном проекте «Мы — коллекционеры» мы объединили разные по характеру коллекции: ретро открытки, платки, ракушки, цветы и камни «Самоцветные камни Южного Урала», в рамках которой дети познакомились с окаменелом деревом, змеевиком, родонитом, яшмой, солнечным каменем и прочими экспонатами, а так же изделиями из них. Для более полного восприятия многообразия мира камней мы обратились к методам технологии ТРИЗ.
Знакомство детей с признаками камней происходит с помощью органов чувств — «помощников умной головы». Рассматривая и ощупывая камни, дети говорят: «У нас есть руки и ими можно трогать объекты (камни). Руки могут ощущать (шершавый, гладкий)».
Глядя на камни, дети говорят: «Глаза смотрят, а голова понимает признак объекта: цвет (прозрачный, зеленоватый), форма (прямоугольный, овальный), размер (крупный, мелкий)».
«Уши – помощники умной головы». «Уши слушают, а голова понимает признаки звуков». Несколько камней могут звучать при постукивании глухо, звонко, тихо и т.д.
«Язык – помощник умной головы», «Нос – помощник умной головы» — эти два анализатора носят опосредованный характер (не эстетично лизать камни, в большинстве случаев запах отстутствует).
«Сердце дарит нам настроение». Мы восторгаемся красотой камня, удивляемся их свойствам и подбираем различные эпитеты, сравнения. Все это связано с эмоциональным отношением к информации, полученной с анализаторов.
Камни служат объектом для исследования, экспериментирования (игра «Тонет — не тонет», «Тяжелый-легкий», «Узнай на ощупь», «Выращивание кристаллов»). На морфологической таблице вместе с воспитателем дети заносят данные по классификации признаков камней: названия камней, их форму, размер, рельеф, цвет, место вес, звук, использование человеком, их свойства.
Для формирования у детей основ естественнонаучного описания мира, умений анализировать вещества и объяснять элементарные физические процессы используем «метод маленьких человечков». С его помощью мы моделируем вещества, их переход из одного состояния в другое, исследуем свойства камня. Камень состоит из твердых человечков, которые так крепко держатся друг за друга, что даже воздух и вода не проникает внутрь. Некоторые камни могут перейти из твердого состояния в жидкое при определенных условиях. Например, смола (при нагревании на солнце Маленькие человечки свободно держатся за руки). Каменная соль при взаимодействии с водой теряет твердые свойства.
В работе используем решение творческой задачи, связанной с камнями.
Например: Как убрать большой камень с дороги? Как поднять воду в кувшине, используя камни? Как перейти на другую стороны лужи? Как развести костер, не задевая земли?
Камни могут служить объектом для описания с целью обогащение словаря, формирования связной речи, умения рассуждать. Для формирования у детей осознанного отношения к процессу составления творческих рассказов с использованием камней создаем последовательные рассказы. Разные по форме, цвету и фактуре камни могут олицетворять героев сказок. ( «Три медведя», «Репка», «Три поросенка» и т.д.). Например: Сказка «Три медведя». Три камня, одинаковые по цвету, но разные по размеру выступают в роли трех медведей. Для создания более развервернутого сюжета сказки используются другие камни, которые становятся стульями, кроватью, столом (плоский, широкий камень). Оживить камни можно камни декором.
Используем прием освоения детьми мыслительной операции комбинаторного характера с помощью кругов Луллия. Пособие состоит из двух кругов, на первом круге размещаются картинки с изображением предметов из камня (мраморная скульптура, украшение из натурального камня, карандаш, кристалл, уголь, каменная соль, смола). На втором круге – схемы преобразователей (Волшебники), например, сочетание смола и Волшебник быстрых минут. В таком сочетании смола быстро превращается в пар, затем исчезает. Большая мраморная скульптура с помощью Волшебника «Увеличения-уменьшения» превращается в игрушку киндер-сюрприз. Дети придумывают фантастическое преобразование и рассказывают об использовании такого необычного предмета.
В совместной и свободной деятельности по художественно — эстетическому развитию используем камни для оформления предметно-развивающего пространства: украшения, оформления выставки, атрибутов для игр, огорода на окне, в аквариуме.
В создании коллекции камней родители стали активными участниками. С их помощью были оформлены альбомы: «Как подобрать для себя камень».
Была проведена консультация для мам и пап: «Использование камней в жизни человека». Было рекомендовано родителям изготовить вместе с детьми книжки-малышки «Разные камни», содержанием которых будет месторождения камня, физические свойства, функции для человека (использование не только в быту, но и в производстве).
Любой камень для ребёнка может стать драгоценным, стоит лишь немного разбудить его воображение. Коллекционирование-очень важная развивающая задача и решать ее через создание и собирание коллекций — не только увлекательно, но и познавательно!
Использованная литература:
- Белоусова Л.Е., Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2000.
- Сидорчук Т.А., Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятийс детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2015.
- Сидорчук Т.А., «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2014.
|