Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитие речи «Дикие животные»
Составила: Анастасия Николаевна Барнышева, воспитатель, 1 квалификационная категория г. Братск, 2019 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 115»
Конспект занятия состоит из трёх частей: мотивационной, основной, итоговой. Мотивация к занятию в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей младшего возраста. Сочетание таких форм и приёмов, как загадка, просмотр слайдов, рассказ воспитателя способствует полному восприятию материала детьми. В конце занятия наблюдается выход детей в другую деятельность.
Конспект данного занятия рекомендуем для работы воспитателям ДОУ по экологическому воспитанию детей младшего – среднего дошкольного возраста.
Пояснительная записка:
Конспект занятия составлен для проведения занятий с детьми младшего возраста в рамках тематической темы «Животные наших лесов».
Вид занятия: ознакомление с окружающим и развитие речи
Возрастная группа: дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
Методы: наглядно-демонстрационные, словесные, практические.
Педагогические технологии: информационно-коммуникационные (слайдовые презентации, звукозаписи голосов животных).
Приёмы: игровые, словесные (рассказ).
Цель: Создание условий для формирования представлений детей о жизни диких животных родного края.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать представления детей о диких животных нашего края;
- Обогащать и активизировать словарь детей существительными, обозначающими взрослых животных: зайчиха, лисица, волчица, медведица, их детенышей, жилища животных: нора, логово, берлога, дупло.
Развивающие:
- Развивать интерес детей к живой природе нашего края;
- Развивать у воспитанников коммуникативно – речевые качества: желания общаться со взрослыми и ровесниками, отвечать на вопросы взрослого;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному краю;
- Вызывать радость от общения друг с другом и взрослым.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций с изображениями животных наших лесов, их детёнышей, беседы по содержанию иллюстраций, просмотр мультфильмов, дидактические игры и настольно-печатные игры: «Найди и назови», «Кто живет в лесу?», «Чей малыш?», «Найди маму» Подвижные игры «Зайка беленький сидит», разучивание стихотворений, чтение художественных произведений на тему «Животные наших лесов».
Оборудование: картинки с изображением диких животных, загадки, применение слайдов диких животных, жилища диких животных, аудиозапись (голоса животных) аудиозапись «Живой лес», картинки диких животных и их детенышей, раскраски диких животных.
Содержание образовательной деятельности
1. Мотивационная часть:
Звучит звукозапись голос сороки.
Воспитатель: Ребята, что это за звук?
«Залетает» сорока (девочка с подготовительной группы), приносит письмо и «улетает».
Воспитатель: Ребята, сорока принесла нам письмо. Надо прочитать его!
Воспитатель: Ребята, животные приглашают нас к себе в гости в лес.
Игра с движением:
Мы тихонько в лес зайдем.
Что же мы увидим в нем?
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют
Ветер сильный налетает
И деревья он качает.
Тише, тише не шуми,
Лесных зверей хотим найти.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, послушайте, как шумит лес.
Аудиозапись «Шум леса»
Воспитатель: Ребята, скажите, а кто живет в лесу? (ответы детей)
Воспитатель: А какие животные? (ответы детей)
Воспитатель: А кто их кормит?
Ответы детей (они сами добывают себе пищу)
Воспитатель: Как можно назвать животных, которые живут в лесу и сами добывают себе пищу?
Ответы детей (дикие животные)
Воспитатель: А какие именно животные, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Загадки: (слайдовая презентация)
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт.
Ответы детей (лиса)
На экране появляется слайд с изображением лисы
Раздается аудиозапись (голос волка)
Воспитатель: Ребята, ой, а кто это?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран. Правильно это волк.
Воспитатель: Слушайте внимательно следующую загадку:
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
Ответы детей (заяц)
Воспитатель: Правильно, ребята, это заяц.
На экране появляется слайд с изображением зайца.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что заяц летом ходит в серой шубке, он незаметен среди деревьев и травы. Так он спасается от волка и лисы. А зимой заяц серую шубку меняет на белую. Незаметен он будет на белом снегу.
Раздается аудиозапись (голос медведя)
Воспитатель: Ребята, а это что за животное?
Ответы детей (медведь)
На экране появляется слайд с изображением медведя
Воспитатель: А кто отгадает эту загадку?
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
Ответы детей (Белка)
На экране появляется слайд с изображением белки
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто как передвигается»
Детям раздаются маски зайца, белки, медведя, лисы, волка.
Звучит аудиозапись «Шум леса»
Воспитатель: Покажем, кто как передвигается.
Игра малой подвижности «Кто как передвигается»
Заяц – прыгает; медведь – идет; лиса – крадётся; белка – прыгает
волк – крадется.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждого животного есть свой дом.
Давайте, посмотрим, кто, где живёт (Слайдовая презентация)
Белка живет в дупле (Слайд)
Лиса живет в норе (Слайд)
Волк живет в логове (Слайд)
Медведь живет в берлоге (Слайд)
Заяц живет под кустом.
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, животные со своими детенышами играли на солнечной полянке и потерялись. Помогите детенышам найти своих мам!
Игра с картинками «Кто у кого?»
На столе лежат картинки животных и их детенышей.
Воспитатель: спасибо, ребята, помогли детенышам найти своих мам.
Воспитатель: А нужно ли беречь животных? (Не поджигать лес, не мусорить в лесу.) Ответы детей.
Воспитатель:
С лесом надо нам прощать
В детский сад возвращаться.
3. Итог.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Где мы сегодня с вами были? О каких животных мы с вами сегодня говорили? Что нового узнали? А я хочу подарить вам раскраски с дикими животными (выход в другую деятельность).
|