Семинар-практикум «Мы открываем мир»
Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития познавательного интереса, познавательной активности, мышления, воображения и самостоятельности дошкольников.
Задачи:
- раскрыть актуальность детского экспериментирования на сегодняшний день
- расширить представления родителей о значении экспериментирования в жизни ребенка
- познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.
- дать рекомендации родителям для того, чтобы их ребенок проявлял познавательную активность и самостоятельность.
Форма проведения: круглый стол
Скачать: Семинар-практикум «Мы открываем мир» (полный конспект)
Оборудование и материалы: мультимедийная доска, проектор,
Подготовительная работа:
- Памятки для родителей «Как отвечать на детские вопросы?»
- Подготовка видеороликов «Занятие по экспериментированию», «Как мы познаем мир», «Играем вместе»
Ход родительского собрания:
Вводная часть.
«Расскажи – и я забуду, Покажи- и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» (китайская пословица).
- Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас на наших родительских собраниях. Это означает, что нас всех объединяют интерес к теме воспитания детей. Сегодня мы поговорим об экспериментальной деятельности.
- «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
- Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное открытие каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду – тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познавать часто подводит детей; ребенок режет салфетку, потрошит игрушку с целью узнать, что там внутри и почему она двигается. Этим малыши нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство.
С каждым годом возрастает их любознательность к окружающему миру. Часто возникают вопросы: «Что это? Из чего сделано? Для чего?». Недаром детей называют «Почемучками».
- Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так:
«Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье!»
«Не трогай песок руками, он грязный! Возьми лопатку!»
«Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке!»
«Выбрось это! Где ты только такое находишь?»
«Лучше покатайся на качелях!»
«Брось камень – испачкаешься!»
- Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям?
Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно не интересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать?
Для того, чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремления исследовать.
Пусть даже при этом пострадает красивая одежда, если испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
- Послушайте замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака!
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом "Почему?".
- Любознательность у детей – это норма, даже один из признаков одарённости, поэтому очень хорошо, когда ребёнок задаёт вопросы, и тревожно, когда не задаёт... На все вопросы детей надо отвечать по- научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.
Есть много опытов, которые вы можете провести дома, заинтересовать детей, интересно провести досуг. (Опыты показаны на видеороликах)
Практическая часть
Просмотр видеоролика «Как мы познаём мир»
Опыт «Волшебные бумажки»
Этот старый опыт проводили еще наши родители, чтоб развлечь нас. Возьмите воздушный шарик, заготовьте маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик об шерстяную ткань или об волосы.
И пусть ребенок поднесет шарик к бумажкам. По идее, бумажки должны как бы «примагнититься» к шарику. Ребенку постарше можно объяснить, что это произошло благодаря статическому электричеству.
Опыт «Угадай на ощупь»
Завяжем глаза. Попробуй на ощупь угадать, что лежит в мешочке?
Опыт «Почему апельсин не тонет.
Наберите в емкость воды и опустите в нее апельсин. Апельсин плавает и вот почему.
Кожура апельсина менее плотная, чем его внутренности, и содержит много частичек воздуха, которые помогают апельсину оставаться на поверхности. То же самое держит лед на поверхности воды: частички воздуха замораживаются, плотность уменьшается.
А теперь очистите апельсин от кожуры и вновь опустите в воду: апельсин утонет из-за того, что увеличилась плотность.
Такие опыты можно провести и с другими фруктами и овощами.
Еще можно предложить ребенку угадать фрукт или овощ по вкусу, запаху.
И это тоже будет маленькое исследование: у фрукта (овоща) есть свой неповторимый вкус, аромат, структура поверхности.
Для организации опытов не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например, что быстрее раствориться: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
- Кухня – это место, где ребенок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но это может быть подходящее место для проведения интересных опытов и экспериментов. Для опыта понадобятся несколько одинаковых мисочек, несколько поролоновых губок разного размера и цвета, вода. Такой опыт хорошо проводить, если в семье не один ребенок.
«У меня на столе несколько одинаковых мисочек и губки. Нальем немного воды в мисочку. Как ты думаешь, какая из губок наберёт в себя больше воды. Отожми воду в приготовленные пустые мисочки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу?» Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ответа (научного), необходимо обратиться к справочной литературе.
Эксперименты можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? (это для более старшего возраста). А для малыша следует подсказать, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Во время опытов и экспериментов дети испытывают восторг, удивление от увиденного. В процессе игр-экспериментов у детей развиваются:
- мелкая моторика (игры с песком, мукой, крупами, мелкими камушками)
- воображение (Что случилось с льдинкой в группе? Полетит ли перышко, если на него подуть?)
- память, внимание (посмотрю, запомню, дома расскажу маме)
- речь (дети учатся высказывать свое мнение, делать выводы, умозаключения)
- мышление (вода на морозе превращается в лед, значит в тепле растает).
Просмотр фрагмента НОД «В гостях у солнышка»
Для того, чтобы ребенок вырос любознательным, уверенным в себе человеком необходимо ему предоставлять свободу действий для исследования, дать возможность самостоятельно учиться методом «проб и ошибок». Когда же ребенку совершать ошибки, если не сейчас, в дошкольном возрасте? Самому их исправлять. Очень важно снять у детей скованность, боязнь «неправильных» действий, дать им возможность свободного выбора разных путей решения определенной проблемы, ощущение радости открытий и самое главное разделять эту радость вместе с родными.
Знакомство родителей с сенсорной комнатой
- Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория.
Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!
Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый-умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить.
Маленькие дети любознательны, активны, они интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослым, экспериментируют и способны самостоятельно действовать. А экспериментировать и самостоятельно действовать, познавать окружающий мир позволяет, конечно, сенсорная комната.
Это удивительное место, где можно всё потрогать, покрутить, зашнуровать, включить – выключить, отомкнуть – замкнуть, даже нарисовать на стене кисточкой или лучше пальчиками. Ведь ни для кого не секрет, что маленьких детей всегда привлекают замочки, крышки, пробочки, включатели, а также все яркие и красочные предметы.
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Как для ребенка, так и для взрослого – это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности, обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта с ребёнком, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры.
Уже давно была объяснена любовь детей к песочнице. Взаимодействуя с песком, ребенок успокаивается, расслабляется; возможность лепить из него всевозможные фигуры, здания, города пробуждает в нём неимоверную фантазию, развивает мелкую моторику рук; отыскивая зарытые сокровища, возникает заинтересованность, и возможность просто сочинять сказки и рисовать их, позволяет найтитворческий выход из существующей проблемы, способствует развитию речи.
Подведение итогов.
Родителям предлагается написать своё мнение по теме родительского собрания.
|