Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего возраста «Волшебники в приборах»
Задачи:
- Обобщить знания детей об электричестве, познакомить детей с причиной проявления статического электричества, закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы:
- картинки с изображением электроприборов
- две игрушки: одна с батарейкой, вторая без батарейки (руль)
- пластмассовые палочки по количеству детей
- кусочки шерстяной ткани, шелка
- дидактическая игра "Собери предмет"
- карточки "Правила пользования электроприборами"
- цветные шары
- пластмассовая расческа
Ход занятия:
- Дети посмотрите на картинки и назовите, что это. (Показываются картинки с изображением электроприборов) (Ответы детей).
-Правильно. Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? (Ответы детей.)
- А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? (Ответы детей.)
- Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. А подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдёте учиться в школу.
Сейчас предлагаю сыграть в игру «Собери картинку». Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.
Дидактическая игра "Собери картинку".
(Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.)
- Для чего нужен этот прибор?
- Что мама хранит в холодильнике?
- Какая передача у тебя самая любимая? (и. т. д.) (Ответы детей).
- Электричество, при помощи которого работают электроприборы, опасно для человека. Почему? (Ответы детей).
- Давайте вспомним правила безопасности при обращении с электроприборами.
Вопросы к детям:
- Что означает эта карточка? (нельзя вставлять в розетку различные предметы)
- О чем предупреждает эта схема?
- О чем рассказывает эта карточка?
Вы знаете стихотворение о розетке. Сейчас мы его расскажем и поиграем. (пальчиковая гимнастика).
Гвоздики и пальчики В розетку не вставлять. Электричество опасно - Это каждый должен знать
А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Игра "Ток бежит по проводам".
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:
Ток бежит по проводам, Свет несет в квартиру нам. Чтоб работали приборы, Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос, Ток энергию принес.
После игры дети встают вокруг воспитателя.
- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.
Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно. Вот мы и в волшебной стране.
Опыт 1.
На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.)
-Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
- Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).
- Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
Опыт 2.
- А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам.
Что вы видите? (лежат спокойно). Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт 3.
- У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку — плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?
Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)
Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
- Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей).
- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. На память об этой стране возьмите шарики.
- Сейчас закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять — вот мы в садике опять.
- Что вы сегодня нового узнали об электричестве? Ответы детей.
|