Конспект НОД по музыкальному развитию на тему: «Знакомство детей подготовительной группы с творчеством композитора Д. Д. Шостаковича»
Цель:
- Обогащение музыкального опыта детей через слушание музыкальных произведений из альбома Д. Д. Шостаковича «Танцы кукол»
Задачи.
Образовательные:
- Продолжить работу над умением понимать, чувствовать настроение музыки. Передавать его в движениях;
- Подбирать соответствующий характеру музыки музыкальный инструмент;
- Продолжить формирование умения различать жанр танца в музыке.
Развивающие:
- Развивать творческую фантазию, воображение.
- Обогащать музыкальные впечатления детей.
- Развивать чувство ритма.
- Развивать умение соотносить настроение музыки с образом куклы.
- Развивать речь детей, слуховое внимание, музыкальную память детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к классической музыке.
Предварительная работа.
Прослушивание музыкальных произведений Д. Д. Шостаковича из музыкального альбома «Танцы кукол».
Разучивание музыкально – ритмических движений, используемых в танце. Разучивание песни «Мир музыки» сл. и муз. Е. В. Машечковой.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Рассматривание портрета композитора.
Оборудование.
Ноутбук, выставка кукол, портрет Д. Д. Шостаковича, различные музыкальные инструменты, USB — накопитель с записью музыки композитора.
Ход занятия:
Дети входят в зал парами под музыку Д. Д. Шостаковича «Романс». Музыкальный руководитель здоровается с детьми.
- Ребята, а что необычного сегодня вы увидели в зале?
(Дети обращают внимание на кукол).
Сегодня к нам в гости пришли куклы. Давайте подойдем поближе и рассмотрим их.
(Звучит «Романс» Д. Д. Шостаковича).
На фоне музыки музыкальный руководитель рассказывает:
- Чтобы порадовать детей, взрослые всегда делали игрушки, в том числе и кукол. Их делали из тряпочек, глины, дерева, соломы, бумаги. А когда мне было столько же лет, сколько и вам сейчас, я со своими подружками делала кукол из корешков травы (подорожника). Мы очень любили этих кукол и играли с ними целыми днями. О куклах написано много и стихов, и сказок, и песен, и музыки. Вот и этот замечательный композитор (показывает на портрет) посвятил целый музыкальный альбом куклам.
Назовите, пожалуйста, имя этого композитора.
(Дети отвечают)
А как называется этот музыкальный альбом?
(показывает, дети отвечают)
Сегодня мы будем слушать произведения из этого альбома, а куклы помогут нам лучше понять настроение, характер музыки Д. Д. Шостаковича.
Давайте сейчас сядем на стульчики и послушаем одно из произведений композитора.
(дети садятся на места).
Когда будете слушать пьесу, попробуйте определить, какой характер у музыки, какое настроение? Как называется это произведение?
(дети слушают «Лирический вальс» и определяют характер и настроение музыки).
Музыкальный руководитель:
- Ребята, а какая из этих кукол могла бы станцевать этот вальс?
(ребенок выбирает куклу и объясняет, почему он выбрал именно эту куклу)
Давайте, мы сейчас превратимся в волшебных кукол и станцуем «Лирический вальс». Мальчики, приглашайте своих «кукол»!
(дети танцуют вальс, затем садятся).
Музыкальный руководитель:
- А вот и еще одно произведение Д. Д. Шостаковича из альбома «Танцы кукол». Послушайте его, скажите, как оно называется и подумайте, в каком характере написана эта пьеса.
Звучит «Танец» Д. Д. Шостаковича.
После прослушивания детям предлагается открыть свои «шкатулочки» и складывать в них слова — определения музыки данной пьесы.
(Руки детей сложены в «замок», дети «раскрывают» его, чтобы «сложить» слова в «шкатулку»).
Музыкальный руководитель:
- Молодцы! А какую куклу вы выберете для этого танца?
(дети выбирают Петрушку и объясняют свой выбор)
Конечно, музыка напоминает ярмарочное гулянье. На ярмарках народ веселился, играл, и без Петрушки ни одно гулянье не обходилось.
Давайте и мы повеселимся — поиграем, как будто бы на ярмарке очутились.
А звучать во время игры будет пьеса Д. Д. Шостаковича «Танец».
(дети импровизируют под музыку)
Музыкальный руководитель:
- А теперь мы подойдем к нашим куклам и придумаем им имена
только вы не просто имя называйте, а прохлопывайте его.
Ритмическая игра «Придумай имя»
Музыкальный руководитель:
-Ребята, в детстве у меня была любимая игрушка.
Я очень любила играть с нею, слушать ее. Может быть, благодаря этой игрушке, я и стала музыкантом. А вот что это за игрушка, вам подскажет музыка. Давайте сядем и послушаем.
Звучит пьеса «Шарманка»
Музыкальный руководитель:
- Как называется эта пьеса? А что такое шарманка? Как звучит музыка
у Д. Д. Шостаковича в этой пьесе? А какой танец играет шарманщик? (польку).
Как вы определили, что это полька?
(дети отвечают на вопросы)
- Ребята, вы, наверно, обратили уже внимание на музыкальные инструменты, которые лежат на столе. Вспомните, как они называются?
(Дети отвечают)
Подумайте, звучание каких инструментов может украсить это произведение?
Теперь возьмем музыкальные инструменты и попробуем сыграть пьесу «Шарманка» все вместе. Как называется наш состав? (оркестр)
А кто руководит оркестром? (дирижер)
Сегодня нашим дирижером будет… (ребенок)
(Дети играют на музыкальных инструментах и садятся на стульчики).
Музыкальный руководитель:
- О музыке какого композитора мы сегодня говорили? (ответ)
А какие произведения слушали? (ответ)
А как называется музыкальный альбом, в который вошли все эти произведения? (ответ)
-Молодцы, вы все запомнили. Я очень надеюсь, что музыка великих композиторов будет всегда рядом с вами. Хочу сделать вам небольшой подарок — это USB — накопитель с записью мультфильма на музыку Д. Д. Шостаковича, он так и называется «Танцы кукол».
А закончим мы нашу встречу песней «Мир музыки».
Дети поют песню, затем прощаются и уходят из зала под музыку Шостаковича «Романс».
|