Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Полева Дарья Константиновна МБДОУ «104»
Время не стоит на месте, с каждым годом появляются новые инновации, не отстают от них и образовательные процессы, появляются новые инновационные технологии.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Меняется и сам человек в целом, появляются новые социальные отношения, которые в свою очередь обусловили изменение требований к личности со стороны общества.
На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов, является полноценное развитее детей с ограниченными возможностями. С каждым годом появляется все больше инновационных технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья: навыков социального взаимодействия, уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения. Именно это обеспечивает развитие социальной компетентности, необходимой ребенку с ОВЗ для успешного вхождения в социум.
В настоящее время, каждое дошкольное учреждение комбинированного вида принимает детей с ограниченными возможностями, что позволяет им социализироваться. Несомненно, каждый из ДОУ должен быть оснащен благоприятной социально-педагогической развивающей средой, включающей в себя предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного, коммуникативного и творческого развития, для развития всех видов деятельности.
Одной из новых инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ является музыкотерапия, она наиболее ярко выражает эмоциональное состояние дошкольника.
Музыкотерапия — это исцеление музыкой. Музыкотерапия как наука стала известной в 19 веке, а в 20 веке стала невероятно популярной во многих странах. Именно в это время она приобрела отдельное направление в лечении и профилактике разнообразных заболеваний. [1]
Сегодня музыкотерапию подразделяют на 2 вида воздействия: физиологическое и психологическое. В первом случае определенные участки мозга начинают активно работать, в связи с воздействием музыки и ритма на мозговые структуры. Во втором случае — мелодия способна вызывать положительные эмоции, приятные воспоминания, ассоциации, которые наилучшим образом влияют на улучшение настроения. [1]
Музыкотерапия может быть активной и пассивной. Активная музыкотерапия заключается в самостоятельном пении и танцах, целью которых является социальная адаптация. Пассивная музыкотерапия предполагает прослушивание музыкальных произведений, которые положительно сказываются на психологическом и психическом состоянии здоровья.
Музыка – одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Музыка несет в себе огромную созидательную силу. Звуки музыки способны всколыхнуть детскую фантазию и подарить необыкновенные образы.
Данную технологию можно использовать как дополнительно образование в рамках дошкольных учреждений. Все занятия должны проводятся в игровой форме, продолжительность занятий не должна превышать 20-25 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. Для достижения оптимальных результатов занятие музыкотерапии строится с равномерным распределением психофизической нагрузки.
На музыкальных занятиях используются различные формы работы: релаксация, пластические этюды, ритмопластика, ритмодекламация, импровизационно-двигательные танцы, логоритмические упражнения. Проведение подобных упражнений способствует развитию самостоятельности в выполнении несложных движений под музыку.
Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей органично вписываются в образовательную систему работы ДОУ. С помощью педагога дети приобретают уверенность в своих творческих силах, становятся более общительными, уверенными, активными. У детей проявляется песенный репертуар, который постепенно расширяется. Дошкольники учатся не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что дети хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми. Они с удовольствием участвуют в развлечениях и праздничных мероприятиях, выступают с концертными номерами перед сверстниками, родителями, приглашенными гостями. Формирование музыкальных способностей у дошкольников на практике подтверждает возможность всестороннего развития личности. [2]
Несомненно, и данной технологии есть противопоказания.
- Дети, предрасположенные к судорогам
- Дети, страдающие отитом
- Дети с внутричерепным давлением
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. [4]
Так, например: — для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И. Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; — для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, музыку А. Вивальди и В. А. Моцарта; — для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского [3]
Музыкотерапия, применяемая в игровой, доступной форме в психокоррекционной работе дошкольников с проблемами в развитии, помогает им сформировать осознанное отношение к своим проблемам, вместе со взрослыми преодолеть их и адаптировать к окружающей среде. Все выше сказанное говорит о том, что музыкальная терапия является одним из главных способов коррекции разных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения. [4]
Список литературы:
- Березинская Е.И. Воспитание музыкой // — 2007. — № 5. — с.38 — 45
- Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. — М.: — Педагогическое общество России, 2004. — 95 с.
- Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2004. — 90 с.
- Гончаров А. Современные технологии музыкотерапии
|