|
А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии"
Я искал, но не мог найти Тебя
Я громко звал Тебя, стоя на минарете Я звонил в храмовый колокол с восходом и заходом Солнца Я купался в водах Ганга, но все напрасно Я вернулся из Каабы разочарованным Я искал тебя на земле. Я искал тебя на небесах, мой Возлюбленный И, наконец, я нашел тебя, спрятанного, подобно жемчужине, В раковине моего Сердца. Сергей Москалев ПРЕДИСЛОВИЕ При написании данного пособия мы старались следовать юнгианскому подходу к теории. Для Юнга это имело связь с терапией души. Архетипическая психология более точно описывает юнгианский подход к основам психического. ПОНИМАНИЕ это самое действенное слово из юнговских понятий; с самого начала Юнг стремился не сравнивать, измерять, объяснять, спасать личность, но прежде всего понять ее. Его мифом был миф ЗНАЧЕНИЯ. В нашей работе мы стремились использовать слово "понимать" как в терапии, так и в практике. В настоящее время во всем мире насчитывается более 1000 юнгианских аналитиков, и их число постоянно увеличивается. Во всех крупных западных странах есть центры соответствующей подготовки. В последние годы резко выросло число издаваемых книг по аналитической психологии и в России, пополняя отечественный профессиональный багаж в психотерапии и консультировании. Юнгианские книги пользуются большим спросом, и во многих местах юнгианские аналитики и психотерапевты сосуществуют мирно с психоаналитиками, принося взаимную поддержку. В таких профессиях как психоаналитик, психотерапевт, консультант идеи Юнга используются в сочетании тонкого и универсального подхода с утилитарным и повседневным, что делает юнгианскую психологию особенно ценной как для теоретиков, так и для практиков. Тем не менее, та аналитическая психология, которая описывается в учебниках для студентов, и аналитическая психология, которая постоянно эффективно и профессионально практикуется клинически, значительно разнятся друг от друга. Задумывая данное пособие, мы пребывали под воздействием пожеланий наших студентов, проходящих курсы. Их желания сводились к следующему: создать курс, который бы интегрировал в себе теорию и практику юнгианского и постюнгианского направлений в психологии. Многие из слушателей просили дать рекомендации относительно того, какой постюнгианский материал они могли бы изучать. При написании данной работы мы постарались учесть эти пожелания. Итак данное пособие состоит из следующих разделов: 1. Архетипы коллективного бессознательного. В этом разделе даются определения и рассматривается психологическое, функциональное содержание архетипических образов коллективного бессознательного. 2. Архетипы основных элементов структуры личности. Здесь рассматриваются архетипы структуры личности и их взаимодействие. 3. Архетипические символы индивидуации в процессе терапии. В данном разделе изложены практические рекомендации при работе с архетипическими символами в процессе индивидуации, даны разграничения этапов индивидуации. 4. Процесс психотерапии. Аналитическая и синтетическая стадия процесса психотерапии. В нем представлен материал процесса терапии от анализа (с признанием и толкованием) до синтеза (с обучением и трансформацией). 5. Архетипы в постюнгианской аналитической психологии. Здесь рассмотрены архетипы Раненого Целителя, расщепление архетипов, архетипическая полярность, трансферные качества символов архетипического образа (высокие и падшие символы). 6. Некоторые аспекты архетипических символов. Здесь рассмотрены аспекты мотива Героя. 7. "Очарованный странник" (клинические случаи). В этом разделе отражены кризисные стадии духовного развития личности, вступившей на путь индивидуации. Подробно даны иллюстрации на клинических случаях. Личностный миф в юнгианском подходе. В нем изложен теоретический материал о личностном мифе и представлен клинический случай с последующим анализом личностного мифа в юнгианской терапии. Выражение благодарности: Нам хотелось бы выразить благодарность следующим людям: Нашим пациентам за позволение использовать материалы сессий. Слушателям кафедры психологии ИПКРО за их вопросы и предложения. Коллегам и друзьям, которые читали отдельные главы и высказывали свои предложения, помогая формировать концепцию в целом. Вигдорчик М.В. за то, что она внесла в рукопись ряд ценных предложений, делясь своим знанием и временем. Соболевой Е.А. за научное руководство и содействие в написании этой книги в личном и бессознательном плане, за обсуждение ее содержания и многое другое. Калине Н.Ф. за то, что он своими работами помог нам написать первые разделы. I. АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Анализируя в течение многих лет душевную жизнь разных людей – молодых и старых, здоровых и больных, образованных и малограмотных, христиан и атеистов – Юнг пришел к выводу о том, что существует некое всеобщее основание (коллективное бессознательное), одинаково присущее целым народам и эпохам. Коллективное бессознательное развивается не индивидуально, а наследуется. Оно состоит из предвестных форм, архетипов, которые только вторично могут стать сознательными. Досознательное происхождение архетипов связано с отражением повторяющихся элементов человеческого опыта. Архетип есть своего рода готовность периодически репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. Одни и те же архетипы снова и снова вторгаются в сознание просвещенных европейцев и необразованных дикарей, они описываются в древних ведических трактатах и современных романах. Труды отцов церкви и сочинения нечестивых еретиков (гностиков, алхимиков, арабских врачей) содержат настолько сходные образы и идеи, что общепринятой стала теория заимствования. Юнг, неоднократно анализировавший понятие природы и сущности архетипа, замечает, что психологам пора освободиться от иллюзий, будто архетип возможно объяснить и тем самым с ним покончить. Естественное стремление выразить словами сущность архетипа окажется лишь переводом на другой язык. Для этого пригоден язык символов, понимание и расшифровка которых составляют львиную долю труда юнгианского аналитика. Архетип есть некоторый непредставляемый фактор, некая диспозиция, которая в определенный момент развития человеческого духа начинает упорядочивать и выстраивать психические элементы в известные образы (архетипические образы). Основными свойствами архетипа являются его бессознательность и автономность. Еще один атрибут присутствия архетипа или архетипического образа – нуменозность. Архетип обладает силой, идущей от бессознательного, и переживание архетипического характера совмещает одновременно восторг и ужас, благоговение и страх. Нуменозность есть атрибут всеобщего человеческого опыта. Нумен есть опыт огромной неодолимой силы, это столкновение с мощью, заключающей в себе еще не раскрытый, влекущий и роковой смысл. Нумен это невидимое присутствие божества, вызывающее особое изменение сознания. Нуменозная природа мистического восторга, охватывающая личность во время исполнения религиозных обрядов, одинакова, независимо от того, является ли обряд кровавым жертвоприношением или высоко духовным действом типа пасхальной мессы или рождественской литургии. Это таинственный акт вторжения потустороннего, необъяснимого, всемогущего и ужасного в человеческую жизнь. Современный европеец испытывает в такой ситуации замешательство и тревогу, ибо она противоречит привычным для него характеристикам бытия. А для примитивных людей первобытных и древних обществ священное – это могущество, самая что ни на есть реальность. Священное перенасыщено бытием, оно соотносится с основами, незыблемостью, эффективностью и силой. Религиозный человек стремится к полноценному существованию, которое немыслимо вне сферы сакрального, он должен вобрать в себя могущество, проникнуться им. Архетип можно представить как форму без собственного содержания (отпечаток), который организует и направляет психические процессы Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах, героях, мифах, фольклоре, традициях, обрядах и т.д. Юнг отличал архетипы от символов. Бессознательное и архетипы выражают себя в символах, но ни один из конкретных символов не может полностью выразить архетип. Но чем ближе символ соответствует бессознательному, организованному вокруг архетипа, тем более сильную, эмоционально выраженную реакцию вызывает он у индивидуума. Юнг считал, что существует столько же архетипов, сколько типичных жизненных ситуаций. В его работах помимо архетипов структуры личности (Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость) описаны архетипы Великой Матери, Старого Мудреца, Животного (Зверя), Младенца (Вечного Дитяти), Трикстера, Девы (Коры), Духа, Возрождения (Трансформации), Священного брака (Иерогамоса) и т.д. Для успешного анализа архетипических образов в продуцированном материале пациента психотерапевту необходимо обладание фундаментальной функцией в области фольклора, мифологии и истории религии. Сам Юнг не раз обращался к алхимической и религиозной символике, ряд его работ написан в соответствии с видными мифологами, антропологами, востоковедами. Остановимся подробно на описании архетипов: Архетип духа – его анализ Юнг начинает с рассмотрения многозначности понятия "дух" как психической деятельности. "Если в индивиде происходит нечто психическое, пишет Юнг, то, что он ощущает как принадлежащее ему самому, то это и есть его собственный дух. Если, однако, с ним случается нечто психическое, что ему кажется чужеродным, то это какойто другой дух, который, вероятно вызывает одержимость. В первом случае дух соответствует субъективной установке, в последнем, общественному мнению, духу времени или изначальной, еще не человеческой, антропоидной диспозиции, которая называется также и бессознательным" / 33 /. Анализируя архетип Духа, Юнг считает, что единственная непосредственная реальность – это реальность содержания сознания и бессознательного, которые в какойто мере несут в себе знак своего духовного или материального происхождения. Следующее характерное свойство духа – его динамичность, спонтанность, вечное движение. Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|