Опыт театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, за-конах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Занятие театральной деятельностью помогает развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоции при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка изобретательность, способность к импровизации.
Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы. Работу по театрализованной деятельности мы осуществляем в три этапа.
На первом этапе организовываю совместную игровую деятельность, в которой дети знакомятся с театрализованной деятельностью (знакомство с видами театра, и разучивание потешек, стихотворений, чтение сказок, разыгрывание небольших сценок, игр-драматизаций).
На втором этапе учу детей организовывать деятельность, оказывая небольшую помощь при необходимости. Дети сами принимают участие в выборе сказки, выборе атрибутов и учатся примерять на себя роль. Все это способствует формированию эмоционально положительного отношения.
Третий этап – это самостоятельность и показ освоения специальных умений. Здесь проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли актеров, но и режиссеров.
Привлекая детей к театрализованной деятельности, развиваю у них творческие способности, используя определенную технологию, а именно следующее:
- развиваю психофизические способности у детей, с целью научить их передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики и жестов; психические процессы, с целью учить детей слышать и слушать, развивать восприятие, воображение, фантазию, мышление, внимание, память; речь с целью развития монологической, диалогической речи, обучения общению, расширения и обогащения словарного запаса у детей; творческие способности с целью развития умений перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, самостоятельности и уверенности.
- организовываю театрализованные игры (разыгрывание стихотворений, сказок, мини-сценок с использованием кукольного театра), с целью развития у них интонационной выразительности, согласованности движения и речи. Обыгрываем сказки с помощью пальчикового театра и кукол би-ба-бо, с целью активизации словаря детей, совершенствования звуковой культуры и диалогической речи. Такие игры еще способствуют развитию координации движений рук. Разыгрывание песенок, потешек помогают развивать чувство ритма, формирует правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. А для развития фантазии, воображения, творческого потенциала и развития коммуникативных способностей детям предлагаю сочинить новую сказку или дополнить, продолжить, придумать свой сюжет уже известной сказки.
- знакомлю детей с видами театра, его историей, театральными профессиями, костюмами персонажей, атрибутами с целью обогащения театрального опыта.
Считаю, без привлечения родителей в педагогический процесс по развитию у детей способностей к театрализованной деятельности и накопление у них эмоционально – чувственного опыта невозможно, поскольку это – длительный процесс. Поэтому, с целью повышения компетентности родителей в этом вопросе организовываю тематические вечера: «Любимые сказки», «Театральные викторины», «Театральные встречи»; консультации «Театр своими руками», «Домашний театр», «Мама, папа и я театральная семья», в которых родители и дети являются активными участниками. Привлекаю родителей в качестве исполнителей ролей, авторов текста. Так же родители изготавливают декорации и костюмы, оформляют атрибуты. Родители являются участниками театрализованных постановок, проводимых в рамках «Неделя театра».
Создавая игровую мотивацию, в театрализованную деятельность вовлекаю всех детей, даже малоактивных и плохо говорящих. Учу их выбирать главную роль. В содержание непосредственно-образовательной деятельности включаю небольшие упражнения и игры, в которых становлюсь наблюдателем. Предоставляю детям возможность проявить инициативу в организации театрализованных игр, в выборе сюжета и его разыгрывании. Так же включаю музыкальное сопровождение с целью приобщения детей к разным видам музыкальной деятельности. В процессе формируется правильное восприятие музыки, дети творчески производят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.
В педагогической деятельности по развитию у детей интереса к театрализованной деятельности придерживаюсь следующих правил.
- При организации театрализованной деятельности отдельное внимание обращаю на содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы. (Например: художественное слово разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска» для развития интонационной выразительности речи детей; беседа «Театр в нашей жизни» для обогащения знаний о театре; игра-приветствие «В Африку», игра – пантомима отрывок стихотворения В. Суслова «Шепот и шорох» в которой дети продолжают развивать движения по тексту, пантомимические навыки; игра-драматизация).
- Ежедневно включаю театрализованные игры и упражнения во все формы организации педагогического процесса. (Речевая гимнастика, проговаривание, чистоговорок, потешек, для развития речевого дыхания, артикуляции звуков, интонационной выразительности, выразительности движений, развития памяти и воображения. Например: Речевая гимнастика
Зиме конец!
Летит скворец И звонко напевает: «Идет весна! Весна красна!
Смотри, как все тает!» — знакомлю детей с новым стихотворением в движении, изображаю летящего скворца и прошу детей повторить.
Проговаривание чистоговорок
Су – су – су, су – су – су, белку видели в лесу. Су – су – су, су – су – су, тихо осенью в лесу.
Потешка.
Глазки открывается, Глазки просыпаются, Потягушки — ножки, Потягушки – пяточки,
Ручки и ладошки, Сладкие ребяточки! Дай – ка локоточек Мама поцелует!
Славный мой сыночек! Как тебя люблю я.
Провожу работу над интонационной и артикуляционной выразительностью и произношением.
- Активно привлекаю детей на всех этапах подготовки и проведения игр, что позволяет развивать у детей такие качества как ответственность, активность, трудолюбие и творческую активность детей.
- Поощряю сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. С целью развития интереса стимулирую детей организацией сюрпризного момента, разными жетончиками, медалями с надписью, например, «Молодец», «Самый активный», «Юный артист» и т.д., поощряю словом.
- При подборе театрализованных игр и упражнений обращаю внимание на сочетание движений, речи, мимики, пантомимы в различных вариациях.
Заниматься театрализованной деятельностью детям очень нравится. Они с большим удовольствием участвуют в инсценировке сказок, перевоплощаются в образы сказочных героев, животных.
Так как среда является одним из основных средств развития личности ребенка и источником его индивидуальных знаний и социального опыта, особое внимание уделяю созданию развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО. Созданная в группе богатая театрализованная предметно – пространственная среда (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театры, театр на фланелеграфе и т. д.; набор кукол для разыгрывания сценок; ширма для кукольного театра; элементы костюмов, шапочки, маски и т.д.), обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, я учитываю:
- индивидуальные социально-психологические особенности детей;
- особенности их эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
- Маханева М. Д. Театрализованная деятельность в саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003 – стр. 6-9.
- Петров Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. — М.: Школьная пресса 2003 – стр. 3 – 5.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5 – 6 лет Под ред. О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозайка –Синтез, 2007. – стр. 4 – 5.
|