Сухорослова Анна Николаевна. Сказкатерапия, как один из методов развития творческих способностей посредством театральной деятельности

Сказкатерапия, как один из методов развития творческих способностей посредством театральной деятельностиСказкатерапия, как один из методов развития творческих способностей посредством театральной деятельности

Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получилсовсем недавно.

Сказкотерапия– один из новых методов, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Он используется для развития творческой инициативы, для преодоления детских страхов, для снижения тревожности и агрессивности, для накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников.

Актуальность использования сказкотерапии в том, что сказки — это естественная составляющая повседневной жизни детей.

 

Скачать: Сказкатерапия, как один из методов развития творческих способностей посредством театральной деятельности (презентация)

Цель: Развитие творческих способностей посредством сказкатерапии.

Задачи сказкотерапии:

1. Развивать речь детей с помощью:

  • Пересказывание сказок;
  • Рассказывания сказок от третьего лица;
  • Группового рассказывания сказок;
  • Рассказывания сказок по кругу;
  • Постановка сказок с помощью кукол;
  • Сочинения сказок.

Анализ сказок.

2. Выявить и поддержать творческие способности.

3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4. Развить умение преодолевать трудности и страхи.

5. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

Сказка в нашей группе начинается с физкультминутки и волшебной каши на завтрак.

Мы стараемся провести наш день в доброй сказочной обстановке.

На занятия к нам приходят разные сказочные герои, которые нам рассказывают интересные истории о окружающем мире, играют с нами, читают сказки и учат нас быть добрыми.

Слушая сказку, ребенок впитывает философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно – символическом уровне.

А научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Виды сказок, которые применяются в сказкотерапии

  1. народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т.д.; (в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку)
  2. обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях, (сказки, в которых могут быть одушевлены цифры и буквы);
  3. диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру (Например, если девочка отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что она достаточно застенчивая, спокойная и, возможно, боязливая);
  4. психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
  5. Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет еще одной группе сказок — медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Организация детской сказкотерапии

  1. Для начала знакомлю детей со сказкой, мы рассматриваем картинки. Знакомимся с героями, в процессе чтения анализируем действия этих героев, вместе с детьми.
  2. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы анализ поведения героя выглядел как поучения, требования. Нужно увлечь детей, чтобы говорили они, а я со своей стороны контролирую правильность их мыслей.
  3. Содержание сказки должно быть понятно ребенку и должно соответствовать его возрасту.
  4. Обязательно инсценируем то, что прочитали, делаем оценку, с помощью интонации выражаем своё мнение.

Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить нашим детям возрастные проблемы.

Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, на прогулках, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память т.е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев из сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.

Предметно-развивающая среда.

Для достижения цели и для получения лучшего результата, очень важно- создать предметно- развивающую среду. Для этого в нашей группе были созданы различные уголки.

Театральный уголок. Здесь подобран достаточно разнообразный материал по театральной тематике, что-то мы сделали сами, что-то приобрели, а что-то нам подарили родители. Дети очень любят перевоплощаться в сказочных героев, используя этот материал.

С помощью кукольного, варежкового и настольного театра, дети показывают мини – спектакли, мини — сценки друг другу и малышам, с помощью масок инсценируют и драматизируют рус. нар. сказки «Репка», «Колобок», и т.д. Дети с большим удовольствием, эмоционально проигрывают свои роли.

Так же детки используют в играх пальчиковый, магнитный и плоскостной театр, инсценируя сказки у детей, совершенствуется диалогическая речь, развивается умение внимательно следить за ходом действия. Развивается творческое мышление и воображение.

У нас есть волшебный замок, где живут добрые герои. Ковр- самолёт на котором мы путешествуем по сказкам. Детям очень нравится фантазировать и придумывать сюжеты нашей сказочной игры.

В нашем театральном уголке есть плюшевые герои- игрушки. Детям их всегда можно потрогать руками, прижать к себе и поговорить с ними.

Есть у нас и уголок творчества- для свободного рисования, где находятся цветные карандаши, альбомные листы и раскраски с картинками из сказок.

Уголок ряжения. Наряжаться у нас любят и девочки, и мальчики. Здесь у нас есть костюмы для театральных постановок, а также нарядные юбочки, и сарафаны, разные накидки и шляпки, в которые дети наряжаются и устраивают показ мод.

Книжный уголок. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу. Он может внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к понравившимся ему эпизодам.

Так же у нас имеется картотека различных игр и театральных постановок, которая постоянно пополняется и очень помогает нам в развитии творческих способностей наших детей.

В ближайшее время я планирую познакомить детей с театром теней, который мы будем делать своими руками. Уверена, что этот вид театра также заинтересует и увлечёт детей, как и другие виды театра которые мы уже знаем.

Работа по методу сказкатерапии даёт положительные результаты:

  1. У детей расширяется словарный запас, развиваются творческие способности;
  2. Снижается уровень тревожности и агрессивности;
  3. Дети становятся более дружелюбными, внимательными, отзывчивыми;
  4. Стараться самостоятельно решать проблемные ситуации.

Использование разнообразных форм дает воспитателю и детям возможность проявить творчество, индивидуальность. А благодаря сказочным героям делает путешествие в мир сказок, рассказов и стихов – интересным и увлекательным. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном. А благодаря применению на занятиях различных современных технологий, позволяют воспитателю наиболее полно активировать ресурсные возможности ребенка.

Просмотров: 720
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Ольга Бахтина. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок (методическая разработка)
  • Смолина Ольга Валентиновна. МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности, посредством применением нетрадиционных методов и приёмов рисования».
  • Хилло Наталья Николаевна. Проект развивающей предметно-пространственной среды (старшая группа) «В мире сказок. Неделя. По страницам сказок В. Сутеева»
  • Чудинова Светлана Евгеньевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: обучение сочинению сказок Название: «Книга сказок»
  • Гребенщикова Ольга Алексеевна. Развитие актуальных способностей у детей дошкольного возраста с помощью сказкотерапии
  • Елистратова Н. А. Использование современных методов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для развития у детей дошкольного возраста актерских способностей и интереса к театральному искусству.
  • Плясунова Наталья Валентиновна, Соколова Елена Павловна. Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»
  • Приходько Елена Владимировна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы детского сада «Герои народных сказок»
  • Котоманова Наталья Геннадьевна. Сценарий спортивного праздника (дети 5-6 лет) «По дорогам сказок»
  • Бутюгина Оксана Александровна. Мастер — класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗО деятельности»
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Красникова Наталия Витальевна. Отчет по самообразованию воспитателя Красниковой Н.В. «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
  • Чеглокова Любовь Владимировна. Развитие художественно творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Глухих Марина Николаевна. Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Олеся Блац. Статья 'Развитие творческих способностей дошкольников с нарушением зрения с помощью современных техник рукоделия'
  • Сидоренко Снежана Николаевна. Нетрадиционная техника рисования эбру, как средство развития творческих способностей детей
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Бердникова Ирина Викторовна. Конспект проведения занятия в старшей группе по воспитанию навыков ОБЖ ТЕМА: 'Научим героев сказок безопасности'
  • Никифорова Елена Петровна. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Хайбулина Наталья Григорьевна. Решение проблем правильного питания с помощью сказок
  • Миронова Наталья Николаевна. Проект «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
  • Гаврилова Ксения Николаевна. Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Петрович Татьяна Юрьевна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Токарева Ольга Анатольевна. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь