|
Модель выученной беспомощности Мартина Зелигмана.Категория: По направлениям » Психосоматика и телесная психотерапия: статьи | Просмотров: 3686Модель выученной беспомощности (Seligman M., 1975) появилась в результате опытов на животных, которых обучали избегать болезненного удара током. Создавались условия, в которых подопытное животное избегало болезненного воздействия электрического тока через металлический пол клетки, перемещаясь на так называемый «островок безопасности», где животное могло избежать воздействия тока. Вначале животное находило безопасное место случайно, потом вырабатывались соответствующие условные рефлексы.
Мартин Зелигман в своих опытах, на первом этапе, создавал условия, при которых у животного не было возможности спастись от периодически повторяющихся ударов тока, вследствие чего формировалась реакция капитуляции, отказа от безрезультативных попыток избежать болезненных ощущений. На втором этапе опыта, при помещении животного, после первого этапа, в обстановку, где имелся «островок спасения», срабатывал выработанный ранее стереотип пассивного реагирования, и животное не делало никаких попыток избавиться от наказания. «Беспомощное» поведение подопытных животных оставалось прежним, даже при помещении на втором этапе одновременно с ними других животных, у которых были ранее выработаны «нормальные» условно-рефлекторные реакции активного избегания наказания и которые должны были служить первым моделями для обучения адаптивному поведению. В опыте было обнаружено дезадаптивное обучение - условно-рефлекторный механизм отказа от поисковой активности, названный «обучением беспомощности». Перенеся эту физиологическую модель на уровень психологии человека уместно говорить об обучении фатализму, пессимизму и пассивности. Если предыдущий опыт был неудачным, формируется, пессимистический прогноз о безысходности и неотвратимости несчастий («выхода нет»), отсутствует уверенность в способности справиться с ситуацией («все усилия напрасны»). Вместо стратегии «победителя», активного противостояния жизненным трудностям (мотивация успеха) или предусмотрительного ухода от возможных проблем (мотивация избегания неудачи) усваивается пораженческая стратегия их пассивного принятия, смиреной покорности ударам судьбы. К этому нередко добавляется позиция «страуса», когда человек пытается скрыть от самого себя существование проблемы. Выученная беспомощность, чревата социальной неуспешностью, служит источником тревоги и, предшествует формированию депрессии. Представления данной концепции сходны с «тревожными» моделями невротических и психосоматических расстройств. Схема выученной беспомощности при стрессе, которая тесно переплетается с тревогой и депрессией, представляется следующим образом: 1) формируется продуктивная тревога, направленная на разрешение неприемлемой ситуации; 2) продуктивная тревога сменяется непродуктивной, невротической после осознания несопряженности результата и действий; 3) формируется депрессия, характеризующая состояние выученной беспомощности. Когда-то пациент действительно пережил какое-то соматическое заболевание, которое организм «запомнил» и стал в дальнейшем «использовать» в качестве реакции на любой психологический дискомфорт. Выученная беспомощность, научение как источником формирования психосоматических расстройств, сходно с таким механизмом, как «специфические психодинамические конфликты» по Францу Александеру или «сомато-психическая настроенность» нервной системы, основе которой лежат «динамические стереотипы» по Ивану Петровичу Павлову. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|