|
Психоаналитическая трактовка агрессивности.Категория: Статьи » Психоанализ | Просмотров: 3059«Это удивительно, как неохотно люди живут по своим религиозным заповедям, и как охотно они за них воюют». Лихтенбергер.
На первом международном «Конгрессе по фрейдовской психологии» (первый конгресс IPA) 27 апреля 1908 года, Фрейд представил доклад «Казуистическое», который сейчас известен под заголовком «Замечания об одном случае невроза навязчивости», или «Человек-крыса». В этой работе Фрейд обращает внимание на неотъемлемое единство любви и ненависти к одним и тем же персонам. Крайне преувеличенная сознательная нежность, с другой стороны, в бессознательном характеризуется ненавистью, а рациональное объяснение поведения людей далеко от истинных причин. Фрейд в работе «Влечения и их судьба», рассматривая преимущественно эротическое влечение и чувство любви, пишет: Наблюдение показывают нам, что судьба (трансформация) влечений может быть следующей: 1) сублимирование; 2) обращение на собственную личность; 3) вытеснение; 4) превращение в противоположное. Можно сделать допущение, что там, где любовь и влечение к жизни не имели возможности быть удовлетворенными, вполне реально появление ненависти и влечения к смерти. Альфред Адлер в своей работе «Влечение к агрессии в жизни и в неврозе» в качестве причин агрессии указывает на стремление отвоевывать удовлетворение у враждебного внешнего мира, и характеризует страх, как фазу, которая предшествует агрессии и провоцирует ее. Адлер ставил своей задачей изучение агрессивного влечения, которое, по его мнению, лежит в основе таких явлений, как жестокость, властолюбие и садизма, которые окультуриваясь, сублимируются и превращаются в свою противоположность, например, жадности в щедрость. По Адлеру агрессивность свойственна личностям нарциссическим, честолюбивым и тщеславным, и актуализируется тогда, когда честолюбие или тщеславие не получают своего удовлетворения, а причиной себялюбия, является утрата чувства привязанности. Кризис семейных отношений тому свидетельствует, поскольку семья является той системой, где изначально формируются привязанности. Невозможность сформировать привязанности в семейных отношениях, формируют новые «вторичные привязанности» — к деньгам и странностям. В последнее время, все большую распространенность и статус социальной приемлемости получает, эстетизация зла, что делает его опасным. В значительной степени именно эстетизация зла составляет основу для формирования представлений о враждебности внешнего мира. Вместо высокого, разумного, доброго и вечного в обществе с нарастающей активностью пропагандируется низменное, иррациональное, злое и сиюминутное. Адлер отмечал, что формирование влечения к агрессивности происходит преимущественно в раннем детстве. На это влияют такие факторы как, отсутствие достаточной хорошей матери, любви, адекватного контакта со значимыми взрослыми и сверстникам. Эрих Фромм в его работе «Анатомия человеческой деструктивности» пишет, что человек, в отличии от животного обладает фантазией и может реагировать агрессией на воображаемую опасность; а кроме того, только у человека агрессию можно вызвать методом «промывания мозгов». Сила агрессивных побуждений настолько велика, и настолько сильно подчинена принципу удовольствия, что лишь у высокоинтеллектуальных личностей и в единичных случаях, оно может становиться предметом психоаналитического исследования, вместо того, чтобы отыгрываться вовне в преступном действии. Те, кто мобилизует психические, и отказывается от реализации агрессивных влечений – испытывают дискомфортное психическое состояние. Но тот человек, который свое влечение к агрессии реализует, никакого дискомфорта не испытывает, он наслаждаются не только реализацией агрессии, но и ощущениями, сопровождающими фантазии на тему планируемых агрессивных действий. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|