Интегрированный характер театрализованной деятельности
Автор статьи: старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 3 КВ» г. Богородицка Смирнова Людмила Юрьевна.
Психологи и педагоги начинают видеть и осознавать результаты своей воспитательно-образовательной работы в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Важна роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение содержательной, образной и эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важней шее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Скачать: Интегрированный характер театрализованной деятельности (полный конспект)
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. От непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жест, поза) средства. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку так бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с раннего возраста к выступлениям перед аудиторией. В этом большую помощь оказывают театрализованные занятия, проводимые в ДОУ. Дети всегда с интересом и радостью идут заниматься в театральную студию или в театрализованный уголок в группе.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики, ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний, открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Психолог и педагог Б.М. Теплов отмечал: «В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у дошкольников эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал Б.М. Теплов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. При построении предметно-пространственной среды необходимо учитывать индивидуальные и социально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционально-личностного развития, интересы, склонности, предпочтения, творческие способности.
Много лет наш детский сад работает над проблемой художественно-речевого развития детей. Театрализованная деятельность интегрировалась во все виды деятельности детей, во все образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие. Создана театральная студия «Золотой ключик», в которой занимаются дети с младшей группы. В этом помещении размещены всевозможные виды театров (пальчиковый, перчаточный, марионеток, настольный, картинок, теневой, шапочек, вязаных игрушек, игрушек на гапите и другие), оборудована сцена и зрительный зал. Воспитатели имеют возможность заниматься с детьми, погружая их в атмосферу мира театра и сказки. Я предлагаю вашему вниманию из опыта работы планирование театрализованной деятельности в каждой возрастной группе по месяцам.
Планирование работы в театральной студии по месяцам (младшая группа).
|