Теория стресса Ганса Селье и реакция релаксации по Герберту Бенсону

Категория: По направлениям » Психосоматика и телесная психотерапия: статьи | Просмотров: 6071



Психосоматические симптомы в рамках данных теорий, являются «болезнями адаптации». Универсальный адаптационный синдром, напряжение физиологических адаптационных механизмов или реакция стресса, в буквальном переводе означает реакцию напряжения, описанную физиологом Гансом Селье.

Если объединить концепции Ганса Селье и Уолтера Кеннона, и описывая стрессовую реакцию напряжения, описывать так же и мышечное напряжение, то реакция борьбы и бегства включается в реакцию напряжения как составной элемент.

В организме, находящемся в состоянии острого стресса формируется противоположные по направленности закономерные регуляторные сдвиги, которые являются противоядием против стресса, кардиолог Герберт Бенсон описал эти регуляторные сдвиги понятием реакция релаксации, чему способствовало исследование состояние людей во время медитации.

Физиологические_________Реакция_________________Реакция
показатели______________напряжения______________расслабления

Эмоциональная___________Нагнетается_____________Устраняется
напряженность

Мышечный тонус__________Повышается______________Снижается

Сердцебиение____________Повышается______________Замедляется,
________________________________________________нормализуется

Артериальное____________Повышается______________Снижается,
давление______________________________________нормализуется

Дыхание_________________Учащается_______________Замедляется,
________________________________________________успокаивается

Кровоснабжение__________Уменьшается_____________Восстанавливается
внутренних_____________(кровь приливает
органов________________ к мышцам)

Кровоснабжение_________Уменьшается____________Восстанавливается
удаленных участков

Секреторная активность_Снижается выработка______Восстанавливается
органов пищеварения____пищеварительных соков

Моторная активность____Замедляется (реакция_____Нормализуется
органов пищеварения____борьбы) или ускоряется
_______________________(реакция бегства)

Уровень глюкозы________Повышается_____________Нормализуется
в крови

Уровень холестерина____Повышается_____________Нормализуется
в крови

Уровень гормонов_______Повышается (вначале______Нормализуется
надпочечников__________за счет гормонов
_______________________мозгового вещества,
_______________________а затем - коры
_______________________надпочечников)

Уровень гормонов_______Повышается_____________Нормализуется
щитовидной железы

Свертываемость крови___Повышается_____________Повышается

Доминирующий отдел_____Симпатический__________Парасимпатический

Многие психосоматические расстройства, являются следствием неотреагированных эндокринных, сердечно-сосудистых, мышечно-тонических и других физиологических сдвигов, связанных с обеспечением реакции напряжения.

Причиной развития гипертонии, а также аритмии сердца, является увеличение частоты сердечных сокращений и артериального давления, адаптивное значение которых усиливает кровоток скелетных мышц, что является компонентом реакции борьбы или бегства.

Тенденция к централизации кровотока – максимум энергии к скелетным мышцам и сердцу, но экономия на кровоснабжении внутренних органов, что негативно сказывается на их состоянии. С этим связан и спазм периферических сосудов в дистальных отделах конечностей, поэтому в стрессе холодные ступни ног и кисти рук, так называемый синдром носков и перчаток. Изначальное, приспособительное значение этих реакций – при травмах снижение риска кровопотери, поскольку, чаще всего травмируются именно конечности. В современных условиях – это может быть фактором, который предрасполагает к развитию сосудистых заболеваний, таких как: синдром Рейно, облитерирующий эндартериит.

Холодные руки – не только следствие повышенной активности симпатического (эрготропного) отдела нервной системы, что является следствием внутреннего напряжения, под воздействием стресса, и, как правило, сочетается со стрессовыми расстройствами пищеварительных систем организма.

Учащенное дыхание, одышка в момент борьбы или бегства – естественная реакция, но бронхиальной астме, появляется в качестве симптомов, как форма реакции на стресс.

Повышение уровня глюкозы в крови, для обеспечения мышц источником энергии, и повышение холестерина – строительного материала для стероидных «стрессовых» гормонов, которые вырабатываются корой надпочечников, является предпосылкой развития сахарного диабета и атеросклероза, инфаркта миокарда и инсульта. А такой адаптивный механизм, как повышение свертываемости крови, что снижает риск кровопотери при травмах, в свою очередь увеличивает риск сосудистых тромбозов.

В здоровом организме реакции релаксации и стресса периодически чередуются. В своей схеме протекания стресса Ганс Селье продемонстрировал физиологическое соотношение реакций напряжения и расслабления.

Первая фаза стрессовой реакции – это фаза тревоги. Это экстренная и краткосрочная реакция, в которой происходит реакция напряжения. На эндокринном уровне – это действие адреналина и норадреналина – наиболее легко доступной энергии.

Вторая фаза – это фаза резистентности – следствие мобилизации ресурсов организма. Это стадия средне- и долгосрочной адаптации, где происходит утилизация и сохранение физиологических сдвигов, что способствует повышенной сопротивляемости организма. Если это состояние сохраняется длительное время, то ресурсы организма исчерпываются, и наступает фаза истощения и происходит срыв адаптации.

Чтобы адаптационные возможности организма сохранялись длительное время на высоком уровне или возрастали еще больше, необходима циклическая смена реакций напряжения и релаксации.
Каждому знакомы переживания таких состояний спонтанной релаксации: состояние, которое можно было бы описать как навалившееся «тяжелое покрывало» (мышечное расслабление), или как будто тяжесть с плеч свалилась (снятие внутреннего напряжения).

Бурная реакция при стрессе, сменяется защитным торможением, что препятствует доступу к памяти переживаний, связанных с травмировавшей психику ситуацией. Мысли становятся замедленными, тяжеловесными, не хочется думать, вспоминать, многие моменты выпадают из памяти, как будто бы все это происходило «не со мной». Блокируется восприятие негативных эмоций связанных с агрессией, страхом, тревогой.

Реакция релаксации не включается, поскольку человек, как правило, подсознательно продолжает воспроизводить мысленно травматическую ситуацию, зацикливается на ней (навязчивость, эпилептоидная «раскачка»).

Большое значение для срабатывания реакции релаксации имеет разрыв зацикленных негативных мыслей, мыслей идущих по кругу. Способствовать этому могут навыки мышечного расслабления и брюшного дыхания, которые активизируют парасимпатические (трофотропные) отделы нервной системы.

Лежащая в основе релаксации, активация эрготропного - парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, эффективна не только при лечении психосоматических нарушений, но и в случае коррекции психических расстройств, например, лечение депрессии с помощью метода стимуляции блуждающего нерва.

Психосоматические нарушения, можно назвать болезнями неотреагированных эмоций, аффективно обусловленными нарушениями.

В наибольшей степени предрасположены к возникновению психосоматических расстройств люди, сочетающие в себе склонность к негативным эмоциональным реакциям и их подавлению.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Концепции психосоматических нарушений ориентированные психофизиологически
  • «Болезная готовность» модель В. Икскюль (V. Uexkuell, 1963)
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Психосоматические расстройства как результат сочетания трех факторов в рамках традиционной медицинской парадигмы
  • Стресс без дистресса и адаптационный синдром. Теория Ганса Селье (1907-1982)
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция замирания.
  • Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека.
  • Кумова Ольга Михайловна. Релаксационные занятия с детьми
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция борьбы.
  • Четыре последовательные фазы формирования и степени выраженности нервно-психического напряжения по Немчину Т. А.
  • Ковалева Вероника Евгеньевна. Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Теория психосоматической специфичности. Метод Франца Александера
  • Селье Ганс. Стресс без дистресса.
  • Р. Лихи. Прогрессивная мышечная релаксация: описание техники
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Средства успокаивающего поведения. Комфорт и дискомфорт
  • Наиболее типичные «маски» мышечного напряжения, имитирующие разнообразные болезни
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология терапии психосоматических расстройств
  • Никитина Светлана Владимировна, Прилатова Елена Ивановна. Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»
  • Напряжение; tension
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Разрядка; discharge
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Коррекция эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы
  • Гормон кортизол: его функции, польза и вред для организма
  • Лысов В.Ф., Максимов В.И. и др. Физиология и этология животных
  • Автономов Д.А. Проблема тревоги, аддикции и «новых» симптомов у современных пациентов с позиции психоанализа
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология респираторно-акустической активации процесса обучения самолечению мыслеобразами
  • Соматизация
  • Бунина Марина Викторовна. Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на снятие напряжения и агрессии у дошкольников 5–7 лет»
  • Три вида психологической адаптации по К.К. Платонову
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания у педагогов.
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Петренко Оксана Витальевна. Практико-ориентированное занятие для педагогов дошкольных учреждений «Весна — как состояние души»
  • Наталья Аронова. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, детей во время адаптации к доу
  • Автономов Д.А. Негативная терапевтическая реакция как практическая проблема при работе с патологическими азартными игроками. Диагностика и стратегии преодоления.
  • Вишняков Алексей. Фрагмент программы «Психология релаксации»
  • Ефремова Анна Владимировна. Игра-лучшее средство адаптации
  • Воронцова Алевтина. Офтальмологические паузы
  • Организация системы работы в адаптационный период с детьми раннего возраста
  • Александер Ф. Фундаментальные принципы психосоматического подхода
  • Ольга Викторовна Васечкина. Конспект занятия в старшей группе с использованием сенсорного оборудования «Путешествие на чудо-остров»
  • Костина Елена Григорьевна. Актуальная тема для родителей, будущих первоклассников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь