Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру

Категория: По направлениям » Психосоматика и телесная психотерапия: статьи | Просмотров: 7441



Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру


В соответствии с теорией индивидуальной психологии разработанной Альфредом Адлером, наиболее известным понятием в которой, является «комплекс неполноценности», который развивается вследствие ощущения ребенком собственной незащищенности и беспомощности, что может сохраняться и во взрослой жизни. Согласно представлениям Адлера – жить, значить ощущать собственную неполноценность. Заложенный в психике принцип компенсации, позволяет избавиться от комплекса неполноценности, что и является основой для личностного роста. Гиперкомпенсация же позволяет не только избавиться от изначальной неполноценности, но и достичь большего, а иногда даже возвысится над окружающими, в этом случае, комплекс неполноценности превращается в стремление к превосходству, особенно в тех случаях, когда человек преследует иллюзорные цели, а не реальные - жизненные.

В своей работе «Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации», Альфред Адлер объяснил, каким образом невроз выбирает органы-мишени. Неполноценность органа на телесном уровне связывается с неполноценностью на уровне психики.

С позиции Адлера в формировании комплекса неполноценности участвуют: неполноценность органа, чрезмерно опекающее или отвергающее отношение ребенка со стороны родителей.

Лев Семёнович Выготский доказал истинность идей Адлера с точки зрения нейропсихологии. В соответствии с его теорией высших психических функций, изначальная неполноценность одной функции, может компенсироваться за счет дополнительного развития другой, а также за счет психического развития в целом.

В концепции Карла Роджерса, нарушение образ «Я» и неадекватно заниженная самооценка, близки комплексу неполноценности в концепции Альфреда Адлера.

Основой модели «борьбы за свое тело», согласно представлениям Питера Куттера, является нарушение физического образа «Я», или же нарушение психического образа «Я», которое создает так называемое базисное нарушение по Микаэлю Балинту, или в соответствии с моделью брошенности (giving up - given up) нарушение микросоциальной составляющей образа Я, или отказ от веры в будущее в соответствии с концепцией Д. Энгеля и А. Шмале.

Питер Куттер рассматривает психосоматические расстройства как проявление «нелюбви к собственному телу», причиной чего нередко является недостаток в детстве материнской любви, в том числе и проявлений ее на физическом уровне. Отсюда же переживание собственной ненужности, брошенности, беспомощности. Именно эти переживания являются основой для развития депрессии, в том числе и ее телесного проявления, а именно психосоматических расстройств.

Но, «борьба за свое тело», может быть следствием чрезмерной привязанности матери и ребенка, либо гиперопека со стороны матери либо чрезмерная критичность, слишком строгое отношение к ребенку в период формирования Супер-Эго (1 – 3 лет).

Базисное нарушение в теории Микаэля Балинта, по своей сути, есть расстройство личности по типу зависимости. В психоаналитической терминологии – это недостаток дифференцированности «Я» функции, несформированность телесных границ и как следствие чрезмерно выраженная потребность в защите, покровительстве, тенденция переносить ответственность на другого человека, психологическое «растворение» в нем и как результат – пренебрежение собственным телом и собой, своей эмоциональной жизнью.

Следствием неясности для человека представлений о собственных возможностях, неуверенности в себе, размытости границ «Я», становится неясность жизненных целей и притязаний и недостаток самоуважения, при этом внешнее выражение негативных эмоций подавляется, и они направляются на самого человека, Фриц Перлз называл это ретрофлексией. Все это, в конечном итоге и приводит к формированию психосоматических расстройств.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Механизмы нарушения психологической адаптации
  • Чувство неполноценности; sense или feeling of inferiority
  • Инфляция; Inflation
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Трудолюбие против неполноценности; industry v. inferiority
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Комплекс неполноценности; inferiority complex
  • Трактовка психосоматических симптомов с позиции классического психоанализа: конверсия и символизм
  • Хиллман Джеймс - Исцеляющий вымысел
  • Представления о психосоматике в рамках психодинамического подхода
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Рамиль Гарифуллин. Имя и феномен «Я»
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • Концепции психосоматических нарушений ориентированные психофизиологически
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Психологические защиты. Причины проблем взрослых родом из детства
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Объект; object
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Стремление уцепиться за объект. Тенденция +m
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология терапии психосоматических расстройств
  • Соматизация
  • Финальный; Final
  • Гамазина Оксана Александровна. Консультация для родителей - Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Комплекс; complex
  • Кузнецова Светлана Александровна. Социализация детей с нарушением зрения в современном мире
  • Уразбахтина Юлия Сергеевна. Формирование сэнсорных эталонов у детей раннего возраста с нарушением зрения.
  • Латентный период; latency period
  • Аффект; Affect; Affekt
  • Аутоэротизм, аугоэротический; auto-erotism, -erotic
  • Универсальные невротические механизмы
  • Универсальные невротические механизмы
  • Хиллман Дж. Поэтика адлеровской терапии
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Табу; taboo
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Комплекс неполноценности; complex of inferiority
  • Мать; mother
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Идея; Idea; Idee
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь