Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху

Категория: По направлениям » Психосоматика и телесная психотерапия: статьи | Просмотров: 11639



Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху


Макс Шур был психоаналитиком и личным врачом Зигмунда Фрейда. В своей теории ресоманизации, причину соматических расстройств он объяснял регрессией (возвратом) к примитивному, детскому способу аффективного реагирования. Младенец выражает свои эмоции всем телом, а не только криком и плачем. Это естественный и единственный способ общения с окружающим миром, в случае, когда вербальный (словестный) канал не сформирован.

Ресоматизация – это проявление такой известной в психоанализе защиты как регрессия (возврат к детскому поведению и способу мышления), но в отношении способности выражать эмоции. Поэтому, взрослый человек, не способный выражать эмоции на сознательном уровне проявляет их через телесные симптомы. Можно сделать вывод, что люди, страдающие от неврозов, психосоматических заболеваний и других психических расстройств, по сути своей страдают от инфантильности. Но эта инфантильность она не тотальна, иначе она была бы слишком очевидна для окружающих, а частична, парциальна, которая оказывает свое влияние на ту часть психической жизни, в которой произошла задержка формирования зрелости. Это еще называется фиксацией психического развития на определенной стадии, в которой ребенок получил психическую травму.

В случае острого стресса, на инстинктивном уровне происходит «когнитивный сдвиг» (Аарон Тёмкин Бек), человек регрессирует к инфантильному способу реагирования, и включаются аффективные механизмы способствующие ресоматизации.

А вот процесс формирования зрелой личности описывается Максом Шуром, как процес десоматизации. Характеристиками зрелой личности можно назвать способность использовать широкий спектр эмоциональных реакций и их гибкость. В число таких эмоциональных реакций входят и по-детски непосредственные эмоциональные проявления. Например, в общении с грудным ребенком в диаде мать-дитя, или при взаимодействии психолога с клиентом, что называется «вегетативным резонансом» по Вильгельму Райху. Организованный правильным образом кратковременный возврат в детство может оказаться исцеляющим. А в таких методиках, как, например метод «первичного крика» по Артуру Янову, возрастная регрессия является основным психотерапевтическим механизмом.

Поскольку подсознание очень часто проявляет свои желания через тело, навыки произвольной ресоматизации, могут быть использованы с целью личностного развития, в качестве метода общения человека с собственным бессознательным.

Концепция двухфазной психологической защиты, предложенная Александром Митчерлихом, также связана с ресоматизацией. В рамках этой концепции можно выделить две фазы:

1. Психическая фаза неразрешенного психического конфликта. Характеризуется тем, что вследствие вытеснения формируются эмоциональные, поведенческие расстройств и другие невротические симптомы.

2. Телесная фаза. Проявляет себя тогда, когда средств, которые задействуются на первой психической стадии недостаточно, и происходит переход на телесный уровень изначально психической проблемы.

Описанные фазы могут повторно сменять друг друга, что часто наблюдается в психосоматической клинике, когда невротические симптомы исчезают при формировании соматической болезни и возвращаются, когда человек снова выздоравливает.

Эти знания очень важны для обеспечения преемственности психологической и медицинской помощи. Чаще всего такие люди изначально идут к врачам общей практики с жалобами на телесные недуги, при этом смягчение соматических жалоб или их купирование часто принимается за излечение. Но, по факту болезнь трансформируется из телесной фазы в психоэмоциональную, а лежащий в основе проблемы психический конфликт, остается не разрешенным.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Соматизация
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Представления о психосоматике в рамках психодинамического подхода
  • Механизм формирования психологических проблем
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Когда люди прекратят уничтожать природу и друг друга?
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • Трактовка психосоматических симптомов с позиции классического психоанализа: конверсия и символизм
  • Коррекция эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Четыре последовательные фазы формирования и степени выраженности нервно-психического напряжения по Немчину Т. А.
  • Балабанова Е.А. Страх сумасшествия в клинике тревожно-фобических расстройств
  • Теория психосоматической специфичности. Метод Франца Александера
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Депрессия; Depression; Depression
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Гадание по дате рождения
  • Симптом
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Регрессия; regression
  • Мани-Кёрл Р. Когнитивное развитие
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Игра «Разотождествление».
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Кровяков В.М. Психотравматология.
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Старшенбаум Геннадий - Психосоматика и психотерапия. Исцеление души и тела
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Самость; Self; Selbst
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Психологические защиты. Причины проблем взрослых родом из детства



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь