Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху

Категория: По направлениям » Психосоматика и телесная психотерапия: статьи | Просмотров: 11637



Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху


Макс Шур был психоаналитиком и личным врачом Зигмунда Фрейда. В своей теории ресоманизации, причину соматических расстройств он объяснял регрессией (возвратом) к примитивному, детскому способу аффективного реагирования. Младенец выражает свои эмоции всем телом, а не только криком и плачем. Это естественный и единственный способ общения с окружающим миром, в случае, когда вербальный (словестный) канал не сформирован.

Ресоматизация – это проявление такой известной в психоанализе защиты как регрессия (возврат к детскому поведению и способу мышления), но в отношении способности выражать эмоции. Поэтому, взрослый человек, не способный выражать эмоции на сознательном уровне проявляет их через телесные симптомы. Можно сделать вывод, что люди, страдающие от неврозов, психосоматических заболеваний и других психических расстройств, по сути своей страдают от инфантильности. Но эта инфантильность она не тотальна, иначе она была бы слишком очевидна для окружающих, а частична, парциальна, которая оказывает свое влияние на ту часть психической жизни, в которой произошла задержка формирования зрелости. Это еще называется фиксацией психического развития на определенной стадии, в которой ребенок получил психическую травму.

В случае острого стресса, на инстинктивном уровне происходит «когнитивный сдвиг» (Аарон Тёмкин Бек), человек регрессирует к инфантильному способу реагирования, и включаются аффективные механизмы способствующие ресоматизации.

А вот процесс формирования зрелой личности описывается Максом Шуром, как процес десоматизации. Характеристиками зрелой личности можно назвать способность использовать широкий спектр эмоциональных реакций и их гибкость. В число таких эмоциональных реакций входят и по-детски непосредственные эмоциональные проявления. Например, в общении с грудным ребенком в диаде мать-дитя, или при взаимодействии психолога с клиентом, что называется «вегетативным резонансом» по Вильгельму Райху. Организованный правильным образом кратковременный возврат в детство может оказаться исцеляющим. А в таких методиках, как, например метод «первичного крика» по Артуру Янову, возрастная регрессия является основным психотерапевтическим механизмом.

Поскольку подсознание очень часто проявляет свои желания через тело, навыки произвольной ресоматизации, могут быть использованы с целью личностного развития, в качестве метода общения человека с собственным бессознательным.

Концепция двухфазной психологической защиты, предложенная Александром Митчерлихом, также связана с ресоматизацией. В рамках этой концепции можно выделить две фазы:

1. Психическая фаза неразрешенного психического конфликта. Характеризуется тем, что вследствие вытеснения формируются эмоциональные, поведенческие расстройств и другие невротические симптомы.

2. Телесная фаза. Проявляет себя тогда, когда средств, которые задействуются на первой психической стадии недостаточно, и происходит переход на телесный уровень изначально психической проблемы.

Описанные фазы могут повторно сменять друг друга, что часто наблюдается в психосоматической клинике, когда невротические симптомы исчезают при формировании соматической болезни и возвращаются, когда человек снова выздоравливает.

Эти знания очень важны для обеспечения преемственности психологической и медицинской помощи. Чаще всего такие люди изначально идут к врачам общей практики с жалобами на телесные недуги, при этом смягчение соматических жалоб или их купирование часто принимается за излечение. Но, по факту болезнь трансформируется из телесной фазы в психоэмоциональную, а лежащий в основе проблемы психический конфликт, остается не разрешенным.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Соматизация
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Представления о психосоматике в рамках психодинамического подхода
  • Механизм формирования психологических проблем
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Трактовка психосоматических симптомов с позиции классического психоанализа: конверсия и символизм
  • Коррекция эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Когда люди прекратят уничтожать природу и друг друга?
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Четыре последовательные фазы формирования и степени выраженности нервно-психического напряжения по Немчину Т. А.
  • Депрессия; Depression; Depression
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Гадание по дате рождения
  • Мани-Кёрл Р. Когнитивное развитие
  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Теория психосоматической специфичности. Метод Франца Александера
  • Симптом
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Балабанова Е.А. Страх сумасшествия в клинике тревожно-фобических расстройств
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Игра «Разотождествление».
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Гомосексуальный; homosexual
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Самость; Self; Selbst
  • Общие, базовые механизмы, препятствующие личностному росту и формирующие психологические проблемы
  • О невербальных проявлениях лица, ног, стоп
  • Регрессия; regression
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Анна Сухова. Кризис
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь