Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
Становление личности - это процесс постепенного перехода от ориентации на внешние авторитеты к ориентации на Супер-Эго, как внутренний авторитет. Другими словами усвоенные родительских установок, социальных нормы и правил поведения. Ребенок идентифицируется с родителями, отождествляет себя с ними, после чего родительское мнение уже воспринимается как собственное убеждение.
Психологи школы Льва Семёновича Выготского, в своих работах, которые касались обучения детей различным навыкам: вначале используя опору не внешних значимых и авторитетных людей (ребенок в своих играх, повторяет нотации строгих родителей своим игрушкам, часто копируя жесты и интонации взрослых). Постепенно внешние формы поведения интериоризируются, то есть переходят во внутренний план психики. Альберт Бандура, в своей теории социального научения представляет подражание родителям, как наиболее ранний вид обучения по модели.
Основу внутриличностного конфликта, который может сопровождать человека всю жизнь, составлять противоречие между наивно непосредственными детскими порывами, то, что можно охарактеризовать как «хочу» и требованием взрослых то, что характеризуется как «надо».
Предложенные психоанализом способ избавления клиента от проблем, корни которых лежат в детстве был сформулирован еще римским философом Сенекой: «В душе есть нечто слишком глубоко запрятанное; оно-то и освобождается, будучи произнесенным».
Динамическое взаимодействие в рамках психодинамической триады: вытеснение - осознавание – катарсис, другими словами, осознание человеком ранее вытесненных, подсознательных комплексов означает не что иное, как пут становления более зрелой личности.