|
Общие, базовые механизмы, препятствующие личностному росту и формирующие психологические проблемыКатегория: По направлениям » Психосоматика и телесная психотерапия: статьи | Просмотров: 3311Общие, базовые механизмы, препятствующие личностному росту и формирующие психологические проблемы Согласно духовно-философской традиции по Петру Демьяновичу Успенскому. 1) Неискренность (лукавство). Не столько ложь или корыстный обман, сколько внутренняя раздвоенность мышления, нестабильность, которые относятся к отношению человека к себе самому, трансформируясь в несерьезность, поверхностность и самообман, при этом желаемое выдается за действительное. Одной из разновидностей самообмана «во благо» является маска показного благополучия, игнорирование имеющихся проблем, но если скрыть проблему не получается, то происходит переоценка возможности собственными силами справиться с ней (иллюзорный контроль над собой, особенно контроль собственных чувств). Исходя из представлений Эрика Берна, такого рода игры, в которые играют взрослые люди, являются трансформацией детской игры, «островками детства». 2) Воображение (грезы). «Невроз - это болезнь воображения», - сказал Жан-Мартен Шарко. При этом имея в виду воображение, которое создает проблемы, а не разрешает их, воображение, оторванное от жизни, избыточное. 3) Отождествление (уподобление). По выражению Петра Демьяновича Успенского, это состояние, когда человек, «не может отделить себя от идеи, чувства или поглотившего его объекта». Фриц Перлз называл это слиянием, в чем усматривал аналогию с невротическим механизмом, приводящим к нарушению идентичности или зависимости. Такого рода самозабвенное увлечение процессом, поглощенность, захваченность эмоцией, какой-либо деятельностью подобно игре, которая также является признаком детского поведения. Это можно объяснить детским синкретизмом - слияния у ребенка собственного «Я» с окружающим миром, который воспринимается как часть самого себя. Но если отождествление с результатом и процессом деятельности имеет позитивное адаптивное и творческое значение, для взрослых и детской, а вот отождествление с эмоцией, как правило, может явиться источником психологических проблем, также как и отождествление с объектом - близким человеком, реже с материальной собственностью или социальным статусом, утрата которого вызывает так называемый «синдром рикошета», который в психоанализе именуется «потерей объекта». На пути осознанного личностного роста, в процессе взросления, для избавления от описанных выше проблем, необходимо вырабатывать умение разотождествляться, диссоциироваться, дистанцироваться. 4) Учитывание, в данном случае обостренная зависимость от мнения окружающих, конформность, неустойчивость самооценки, неуверенность в себе, которая характеризуется резкими перепадами: от крайней степени самоуничижения до завышенного самомнения. Для исправления необходимо, целенаправленно создаваемое, психокоррекционное изменение состояние сознания, в основе которого лежит возрастная регрессия. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|