Механизм формирования психологических проблем

Категория: По направлениям » Психосоматика и телесная психотерапия: статьи | Просмотров: 2367



Механизм формирования психологических проблем


В ситуации неопределенности, замешательства и стресса, формируется измененное состояние сознания, которое связано с регрессией, с переходом к первичному процессу по Зигмунду Фрейду или, в терминологии Аарона Бека, когнитивный сдвиг. Иными словами, происходит возврат к правополушарному, «детскому», образному, дологическому, эволюционно древнему подсознательному способу когнитивной переработки информации. В ситуации потери самообладания под воздействием стресса люди, зачастую, ведут себя как дети - настаивают на беспочвенной точке зрения, теряют способность рассуждать логично. В этом случае происходит переход от сознательной функции - к подсознательной, вытесненной. Начинают активизироваться механизмы психологических защит, включаются индивидуальные «фильтры» сознания, искажающие реальность, исключающие часть реальности или способствующие необоснованным обобщения. В подобном состоянии, человек принимает нелогичные решения. Это является следствием рассогласования сознательных и подсознательных механизмов психики, что характеризуется термином «расщепление». Эти автономные фрагменты личности в разных теориях называются по-разному: У Юнга и Адлера - «комплексы», в психосинтезе Ассаджиоли - «субличности», в НЛП «внутренние части», в гештальт-терапии - «незавершенные гештальты», в трансперсональной терапии - «подавленные целостности», в глубинной интегративной психотерапии - «кластеры». Подобные механизмы, на физиологическом уровне связаны с рассогласованием левополушарной и правополушарной активности, лежат в основе представлений Гурджиева о множественности «Я» или представлений Скворцова о мозаичной, матричной структуре личности.

Идея «раскола» психики, была выдвинута еще в конце XIX в. французским психологом и клиницистом Пьером Жане. В работе «Психологический автоматизм» (1889 года) он описал реакцию на психотравмирующую ситуацию как отщепление отдельных частей от сознательной части личности, а содержание отдельных частей связано с переживанием травматической ситуации. Назвал он эти фрагменты личности, «идеями-фикс», которые ведут относительно автономное существование. В моменты ослабления сознательной части личности, «идеи фикс» «овладевают» сознанием, сужают сферу внимания и вызывают как телесные, так и душевные болезненные проявления.

Отсюда возникают представление о полярности, амбивалентности, которые являются основой «мозаичности» психики, и об интеграции частей личности, которые конфликтуют друг с другом как методе устранения психологических конфликтов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Фредерика Перлза
  • Расщепление; Splitting; Zerspalten; Zersplittern
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Психоз; Psychosis; Psychose
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Эго-комплекс; отцовский и материнский комплексы; архетипические образы и констелляции, как факторы создающие конфликт и формирующие невротический тип личности
  • Интеграция; Integration
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Скворцова М. В. Внутренний Ребёнок
  • Леонгард К. Акцентуированные личности.
  • «Интернет-троллинг» — свидетельство раздвоения личности
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И. Психофизиология в схемах и комментариях
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Перминова Н. А. Трансактный анализ, как метод психотерапии
  • Анастасия Константиновна Устинович. Презентация - Активные формы методы обучения.
  • Модель фрустрации
  • Максимова Е. В. Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий
  • Кроль Л. М. Между живой водой и мертвой: Практика интегративной гипнотерапии.
  • Нечухрина Ирина Сергеевна. «Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игровой деятельности и проблемно-игровых ситуаций»
  • Осипова Галина. Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развития
  • Исагулова Е.Ю. Особенности формирования, клинической динамики, диагностики и коррекции нарциссического расстройства личности (на примере рассмотрения клинического случая)
  • Горностай П.П. Транзактный анализ и тайны жизненных сценариев
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Мак-Вильс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Универсальные стратегии адаптации относительно внешнего воздействия в соответствии с классификацией Карен Хорни.
  • Механизм вытеснения в психологических техниках
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Медведев Александр, Медведева Ирина - 40 основных психологических ловушек и способы избежать их
  • Соковнина М.С. Методы формирования личностной автономности в школьном учебном процессе
  • Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте.
  • Идеализация; idealization
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Симптом
  • Роут Ш. Диагноз психотерапевта и диагноз психиатра
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь