|
Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.Категория: Аналитическая психология: статьи, Периодизация возрастного развития, Глубинная психология: статьи | Просмотров: 3650Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
Наиболее фундаментальный период развития проходит в первые два три года, а потом психика только лишь надстраивается и адаптируется к выполнению каких-то конкретным задачам. В эти первые два, три года правящей психической сущностью является архетип великой матери, отцовское начало при этом представлено довольно таки слабо. И в этот период, как, в общем-то, всем известно, девочки гораздо быстрее развиваются. Для ребенка Мать играет роль значимого другого, поскольку выживание ребенка, зависит, прежде всего, от неё. Юнг определял три аспекта в отношениях матери и ребенка. Первое, имеет место регрессия по отношению к самой матери или к ее образу в процессе взросления. Второе, процесс отделение (сепарации) от матери - это борьба, которая характеризуется фигурой Героя во всех его ипостасях. Третье, крайне важна пища, функция матери кормящей. Первые два года жизни ребенок погружен в коллективное бессознательное полностью, какие-либо следы в памяти, отсутствуют. Обретение связи ребенка с родителями реальными необходимо ему для того, чтобы от связи с архетипическими родителями. И при нормальном развитии, со временем, родители перестают восприниматься ребенком те, кто подобен богам. В случае если развитие проблемное и один из родителей, либо оба, по какой-либо причине отсутствуют, то в этом случае отделение от архетипического образа не происходит и как следствие, у ребенка нет способности, воспринимать как самих родителей, так и других людей в аспекте времени, как имеющих свой предел, как конечных. В начале Эго находится, прежде всего, в состоянии идентификации, отождествления с внутренними психическими побуждениями, а также внешним миром, который олицетворяют грудь матери, сама мать, игрушки и другие значимые объекты. При этом Эго пребывает в мире архетипов, почти полностью несамостоятельно и ясно не отличает внутренние объекты от внешних. Эта ранняя стадия развития Эго Юнгом вслед за Леви-Брюлем была названа мистическим соучастием. В качестве примером мистического соучастия, можно привести уже овладевшего речью малыша, который обращается к себе в третьем лице. Примитивное состояние мистического соучастия ярко проявляет себя в психологии толпы, где ответственное рефлексирующее составляющее личности заслоняется динамическими процессами коллективного поведения. Далее из бессознательного рождается Эго, появляется индивидуальная психика. Происходит постепенное отделение от родительского мира, а так же дифференциация женского и мужского начала. Начинается половая идентификация, структурируются первые дихотомии: свет - темнота, хорошее - плохое. Но в них пока ещё господствует женское начало, материнский принцип. Правящая психическая функция – Великая мать. Мужской принцип на этой стадии выражен чрезвычайно слабо. Самость в эти первый год жизни реинтегрируется во фрагменты, часть этих фрагментов образуют Эго. Начало образования эго обуславливается противоречием между окружающей средой и телесными потребностями. Поскольку Самость предшествует эго – она и управляет его развитием. Самость проявляет себя в проективной форме, как впрочем, и другие психические сущности, что является одним из свидетельств ее существования. Плюшевый мишка, любимая кукла, без которой иногда ребенку трудно заснуть могут являться примерами проекции Самости. Мифологическим образом, представляющим рассвета сознания, может быть библейская история об эдемском саде. Сцена поедания запретного плода с Древа Познания добра и зла символически изображает происхождение сознания. Адам и Ева отведали запретный плод и открылись глаза их, и обнаружили они, что были обнажены, другими словами, они осознали себя отдельными, уязвимыми человеческими существами, это осознание и есть началом сознания. Узнав противоположности, они стали «взрослыми» сознательными. Как и предсказал змей они узнали добро и зло, стали как Бог. Ребенок вступает в матриархальную стадию из первоначального состояния олицетворяемого Уроборосом, состояния единства, в котором он живет в идентификации с Доброй Матерью и обладает силой до определенной степени ассимилировать негативные переживания или осуществлять их отреагированием (абреакция). Если негативное переживание слишком сильное, которое невозможно ассимилировать или отреагировать, у ребенка образуется паттерн Ужасной Матери. Наступает расстройство связанности ребенка со своим телом, с Самостью, с Ты во всех его аспектах. Между тремя и пятью годами глубокая тьма ранней младенческой амнезии начинает высвечиваться всплесками памяти, ребенок начинает использовать местоимения первого лица, перестает относиться к себе в третьем лице. Эго может развиваться на протяжении всей жизни, то есть не ограничивается шестью годами в пределах которых Фрейд считал личность сформировавшейся в своих основных чертах. Начиная с периода, когда Эго выделяет себя из коллективного бессознательного и до второй половины жизни, Эго живет как бы, не замечая Самости. Для ребенка не зависимо от пола первичное единство с матерью остается самым важным. То, что Фрейд принимал за генитальную сексуальность, Юнг считал желанием возвратиться к изначальному единству с матерью, говоря другими словами вновь стать частью ее тела. У мальчика в понимании Фрейда это желание преобразовывается в фантазию о коитусе с матерью, у девочки же формируется зависть к пенису как желание иметь инструмент, для совершения коитуса с матерью. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|