|
Я-удовольствие—я-реальность; pleasure-ego — reality-egoКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1379Я-удовольствие—я-реальность Нем.: Lust-Ich — Real-Ich. — Франц.: moi-plaisir — moi-realite. — Англ.: pleasure-ego — reality-ego. — Исп.: yo placer — yo realidad. — Итал.: io-piacere — io realta. — Португ.: ego-prazer — ego-realidade. • Термины, которыми Фрейд обозначает становление отношений субъекта к внешнему миру и его доступа к реальности. Эти термины всегда противопоставляются друг другу, но понимаются при этом столь различно, что дать их однозначное определение не представляется возможным, причем из-за перекрещивания значений невозможно вычленить и нескольких различных определений. • Противопоставление между Я-удовольствием и Я-реальностью было развито Фрейдом преимущественно в работах "О двух принципах функционирования психики" (Formulierungen uber die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens, 1911), "Влечения и судьбы влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915), "Отрицание" (Die Verneinung, 1925). Прежде всего отметим, что эти тексты, написанные в различные периоды творчества Фрейда, тесно связаны друг с другом: переход от первой топики ко второй не вызывает никаких изменений в определении Я. 1) В работе "О двух принципах функционирования психики" противоречие между Я-удовольствием и Я-реальностью связано с противоречием между принципом удовольствия* и принципом реальности*. Здесь Фрейд использовал понятия Я-удовольствие и Я-реальность для описания эволюции влечений Я*. Влечения, которые поначалу соотносились с принципом удовольствия, постепенно все больше подчиняются принципу реальности, хотя этот процесс идет медленнее в случае сексуальных влечений (которые вообще трудно поддаются "обучению"), нежели в случае влечений Я. "Подобно тому, как удел Я-удовольствия — испытывать желания, стремиться к удовольствию и избегать неудовольствия, так удел Я-реальности — стремиться к полезному и защищаться от вредного" (1). Отметим, что Я здесь в сущности рассматривается под углом зрения влечений, призванных снабжать его энергией; Я-удовольствие и Я-реальность — это не две различные формы Я, но скорее два способа функционирования влечений Я: сообразно принципу удовольствия и сообразно принципу реальности. 2) Во "Влечениях и судьбах влечений" во главу угла ставится также возникновение этих двух принципов, однако речь не идет ни об их сорасчленении, ни об эволюции влечений Я, но скорее о возникновении самого противопоставления между субъектом (Я) и объектом (внешний мир) в связи с противопоставлением между удовольствием и неудовольствием. На этом пути Фрейд выделяет два этапа: на первом субъект "...сливается с тем, что ему приятно, а внешний мир — с тем, что ему безразлично" (2а); на втором этапе субъект и внешний мир (приятное) вместе противопоставляются тому, что неприятно. На первом этапе субъект выступал как Я-реальность, на втором — как Я-удовольствие: последовательность терминов здесь обратна той, что мы видим в "Двух принципах функционирования психики", причем и сами термины (в особенности, Я-реальность) понимаются иначе: противопоставление между Я-реальностью и Я-удовольствием здесь возникает раньше принципа реальности, так что переход от Я-реальности к Я-удовольствию "...направляется принципом удовольствия" (2b). Фрейд пользовался выражением "изначальная Я-реальность", поскольку "...оно отличает внутреннее от внешнего посредством надежного объективного критерия (2с), и это можно понять так: изначально объективная позиция состоит в том, что субъект, испытывая чувства удовольствия и неудовольствия, не пытается представить их как свойства внешнего мира, который сам по себе нейтрален. Как же строится Я-удовольствие? Субъект, как и внешний мир, расщеплен на приятную и неприятную части. На этой основе происходит новое расчленение, в результате которого сам субъект сливается с тем, что ему приятно, а мир — с тем, что неприятно. Это расчленение происходит путем интроекции* той части объектов внешнего мира, которые порождают удовольствие, и проекции* (выноса вовне) всего того, что причиняет неудовольствие. Вследствие этой новой позиции субъекта Я-удовольствие предстает в "очищенном" от всего неприятного виде. Таким образом, во "Влечениях и судьбах влечений" понятие Я-удовольствие означает не только Я, управляемое принципом неудовольствие—удовольствие, но и Я, отождествляемое с приятным в противоположность неприятному. В этом случае здесь опять-таки противополагаются два этапа эволюции Я, только на этот раз они определены изменениями границ и содержания Я. 3) В "Отрицании" Фрейд по-прежнему пользовался разграничением между Я-удовольствием и Я-реальностью, развивая тот же подход, что и во "Влечениях и судьбах влечений": как строится противоположность между субъектом и внешним миром? Само выражение "изначальная Я-реальность" больше не используется, хотя Фрейд вряд ли отказался от этой мысли: ведь он по-прежнему считал, что субъект изначально имеет доступ к объективной реальности: "С самого начала представление выступает как ручательство за реальность представленных предметов" (Зb). На втором этапе Я-удовольствие описывается в тех же понятиях, что и во "Влечениях и судьбах влечений": "Изначальное Я-удовольствие [...] стремится включить в себя все хорошее и выбросить из себя все плохое. Поначалу плохое, чуждое Я и находящееся вне Я для него тождественны" (Зb). "Я-реальность в окончательной форме" должна была бы соответствовать третьему этапу, на котором субъект стремится найти реальный объект, соответствующий его представлению об объекте, ранее приносившем удовольствие и затем утраченном (см.: Опыт удовлетворения); именно на это опирается испытание реальности*. Этот переход от Я-удовольствия к Я-реальности зависит, как это показано в работе "О двух принципах функционирования психики", от установления принципа реальности. * Противоположность между Я-удовольствием и Я-реальностью никогда не включалась в метапсихологические взгляды Фрейда и, особенно, в его теорию Я как инстанции психического аппарата. Если бы это удалось сделать, это позволило бы разрешить многие трудности психоаналитической теории Я. В самом деле: 1) взгляды Фрейда на эволюцию Я-удовольствия— Я-реальности представляют собой попытку наметить момент перехода (быть может, мифического) или скорее путь развития от биопсихологического индивида (сходного, как мы полагаем, с изначальной Я-реальностью, о которой говорит Фрейд) к Я как отдельной инстанции. 2) По Фрейду, механизмом такого перехода служат простейшие психические операции интроекции и проекции, посредством которых создаются границы Я, предполагающие расчленение внутреннего и внешнего. 3) Помимо того, заслуга фрейдовского подхода в том, что он развеял обременительную для психоаналитической теории путаницу вокруг таких понятий, как "первичный нарциссизм"*, в котором нередко видели некое изначальное состояние, во время которого индивид не имел никакого, пусть даже самого ограниченного, доступа к внешнему миру. (1) Freud (S.). G.W., VIII, 235; S.E., XII, 223. (2) Freud (S.). a) G.W., X, 227; S.E., XIV, 135; франц., 57. — b) G.W., X, 228; S.E., XIV, 135—136; франц., 58. — с) G.W., X, 228; S.E., XIV, 135—136; франц., 58. (3) Freud (S.). a) G.W., XIV, 14; S.E., XIX, 237; франц., 176. — b) G.W., XIV, 13; S.E., XIX, 237; франц., 175—176. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|