|
Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libidoКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 3621Я-либидо — объектное либидо Нем.: Ichlibido—Objektlibido. — Франц.: libido du moi - libido d' objet. — Англ.: ego-libido — object-libido. — Исп.: libido del yo — libido objetal. — Итал.: libido dell' io — libido oggettuale. — Португ.: libido do ego — libido objetal. • Термины Фрейда, обозначающие два способа энергетической нагрузки либидо: объектом либидо может быть или собственная личность (Я-либндо, или нарциссическое либидо), или внешний объект (объектное либидо). По Фрейду, существует энергетическое равновесие между этими двумя видами нагрузки: если объектное либидо возрастает, то Я-либидо убывает, и наоборот. • Изучение психозов привело Фрейда к признанию того, что субъект может стать для себя самого объектом любви (см.: Нарциссизм), а на экономическом языке это означает, что либидо может нагружать не только внешние объекты, но и Я. И в этом — основа разграничения между Я-либидо и объектным либидо. Экономические проблемы, связанные с этим разграничением, исследуются в работе "К введению в нарциссизм" (Zur Einfuhrung des Narzissmus, 1914). По Фрейду, либидо поначалу нагружает Я (первичный нарциссизм*), а затем переходит с Я на внешние объекты: 'Таким образом строится представление об изначальной либидинальной нагрузке Я; впоследствии ее часть переносится на объекты, однако по сути своей нагрузка Я сохраняется: она соотносится с объектными нагрузками как тельце амебы с ее ложноножками" (1а). Вторичный перенос либидо с объекта на Я — это основа вторичного нарциссизма, например, при психотических состояниях (ипохондрия, бред величия). С точки зрения терминологической, важно помнить: 1) что объект в выражении объектное либидо понимается в узком смысле — как внешний объект, не включающий в себя Я, причем в широком смысле Я может рассматриваться как объект влечения (см.: Объект); 2) что в выражении "объектное либидо" подразумевается скорее итог сближения либидо и объекта, нежели их исходный пункт. Этот второй момент порождает не только терминологические трудности. Поначалу Фрейд признавал лишь один глубокий дуализм влечений: сексуальные влечения* — влечения Я* (или влечения к самосохранению*). Энергия первых называется либидо, энергия вторых — энергией влечений Я или Я-интереса*. Поначалу это новое разграничение выглядит как подрасчленение сексуальных влечений в зависимости от их объекта и нагрузки: Влечения Я Сексуальные влечения (либидо): (Я-интерес) Я-либидо Объектное либидо Во всяком случае, если на понятийном уровне разграничение между влечениями Я и Я-либидо проведено четко, при нарциссических состояниях эта четкость исчезает: "Судьба либидо и Я-интереса одинакова, и потому их опять невозможно отличить друг от друга" (1b). Фрейд не допускает юнговского монизма влечений (а). Подобная сложность возникает при использовании — весьма частом у Фрейда — таких выражений, как "...либидо устремляется от Я к объектам": ведь это означает, что Я-либидо видит в Я не только свой объект, но и свой источник, так что различия между Я-либидо и влечениями Я вновь стираются. Разрешить этот вопрос нелегко, так как Фрейд вводит понятие Я-либидо одновременно с концептуальной разработкой топики Я. Эта неясность сохраняется и тогда, когда Фрейд называет Я "большим резервуаром либидо". Наиболее связная трактовка этой фрейдовской мысли такова: источники либидо как энергии влечений — это эрогенные зоны: Я, или целостная личность, накапливает либидинальную энергию и выступает как самый первый ее объект, однако в дальнейшем именно из этого "резервуара" как из источника проистекают все нагрузки внешних объектов. а) Таков итог фрейдовского изучения концепции Юнга в 1914 г. (1b). В своем ретроспективном изложении развития теории либидо в работах "Психоанализ" и "Теория либидо" ("Psychoanalyse" und "Libidotheorie", 1923) (2) Фрейд подвергает переосмыслению этот элемент своей мысли: переходя от влечений Я к Я-либидо, он как бы двигался навстречу Юнгу. В 1922 г. в новой теории влечений вводится другое расчленение — между влечениями к жизни и влечениями к смерти. Отсюда, по-видимому, следует, что разграничения, введенные в 1914 г. и подкрепленные в 1917 г. в "Лекциях по введению в психоанализ" (Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse) (3), отходят на второй план. (1) Freud (S.). a) G.W., X, 140—141; S.E., XIV, 75. — b) G.W., X, 149; S.E., XIV, 82. — с) CF. G.W., X, 142—147; S.E., XIV, 77—81. (2) Cf. Freud (S.). G.W., XIII, 231—232; S.E., XVIII, 257—259. (3) Cf. Freud (S.). G.W., XI, 435—436; S.E., XVI, 420; франц., 449—450. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|