|
Я идеальное; ideal egoКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2347Я идеальное Нем.: Idealich. — Франц.: moi ideal. — Англ.: ideal ego. — Исп.: уо ideale. — Итал.: io ideate. — Португ.: ego ideal. • Внутрипсихическое образование, которое иногда определяют, в отличие от Идеал-Я, как идеал нарциссического всевластия, созданный по модели детского нарциссизма. • В работах "К введению в нарциссизм" (Zur Einfuhrung des Narzissmus, 1914) и "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923) Фрейд употреблял выражение "Я идеальное" (Idealich). Однако мы не находим у него понятийного разграничения между Я идеальным (Idealich) и Идеал-Я (Ichideal). Вслед за Фрейдом ряд авторов использовали эту пару понятий для обозначения различных внутрипсихических образований. Так, Нунберг видел в Я идеальном образование, возникшее раньше Сверх-Я: "Пока еще неорганизованное Я, которое ощущает свое единство с Оно, есть некое идеальное состояние" (1). В своем развитии субъект проходит стадию нарциссического идеала, надеясь еще к нему вернуться, что и происходит главным образом (хотя и не исключительно) при психозах. Д. Лагаш подчеркнул значимость разграничения между полюсом (само)отождествлений, или Я идеальным, и другим полюсом — Идеал-Я-Сверх-Я. Лагаш видел в Я идеальном бессознательное нарциссическое образование, однако его подход отличен от нунберговского: "Я идеальное как нарциссический идеал всевластия не сводится к единству Я и Оно, но предполагает также первичное (само)отождествление с другим всемогущим существом, а именно с матерью" (2а). Я идеальное служит, по Лагашу, опорой так называемого героического (само)отождествления (т.е. (само)отождествления с исключительными, выдающимися личностями): "Я идеальное проявляется в страстном преклонении перед великими историческими или современными личностями, которые отличаются независимостью и благородством, чувством собственного превосходства над другими людьми. В процессе лечения Я идеальное складывается как нечто отличное от Идеал-Я" (2b). Лагаш считал, что формирование Я идеального связано с садомазохизмом, особенно с отрицанием другого человека и одновременно с самоутверждением (см.: (Само)отождествление с агрессором). Для Ж. Лакана Я идеальное — это также нарциссическое образование, которое развивается на основе стадии зеркала и принадлежит области воображаемого* (3). Несмотря на все различие исходных позиций, этих авторов объединяет, прежде всего, стремление вычленить внутри психоаналитической теории Я идеального бессознательную инстанцию, выдвигая на первый план нарциссический характер этого образования. В том тексте, где Фрейд впервые употребил это понятие, основой образования идеальных инстанций личности служит процесс идеализации; его цель—достижение такого ощущения всевластия, которое присуще инфантильному нарциссизму. (1) Nunberg (H.). Allgemeine Neurosenlehre auf psychoanalytischer Grundlage, 1932. Франц. пер.: Principes de psychanalyse. Paris, P.U.F., 1957, 135. (2) Lagache (D.). La psychanalyse et la structure de la personnalite, 1958. In: La Psychanalyse. P.U.F., Paris, VI. a) 43. — b) 41—42. (3) Lacan (J.). Remarques sur le rapport de Daniel Lagache, 1958. In: La Psychanalyse. Paris, P.U.F., VI, 133—146. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|