|
ЭросКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2895Эрос Одно и то же греческое слово Eros употребляется в различных языках. • Слово, обозначавшее у греков любовь или бога любви. В последней теории влечений Фрейда — совокупность влечений к жизни, противоположных влечениям к смерти. • Мы советуем читателю обратиться к статье: "Влечения к жизни"; в данном тексте наши замечания касаются лишь использования понятия "Эрос" для обозначения этих влечений. Как известно, Фрейд стремился связать свою концепцию влечений* с общими философскими идеями: свидетельство тому — "обыденное" противопоставление любви и голода в первой теории и эмпедокловское противопоставление любви и вражды во второй теории. Фрейд неоднократно ссылался на платоновский Эрос, считая его близким по смыслу своему понятию сексуальности*: и в самом деле, он с самого начала подчеркивал, что сексуальность в его понимании не тождественна генитальной функции (1). Те критики, которые упрекали Фрейда в сведении всего на свете к сексуальности в обыденном смысле слова, теряют почву под ногами, как только это недоразумение разъясняется: "сексуальное" у Фрейда, как и в психоанализе вообще, следует понимать как Эрос (2). Одновременно с этим Фрейд подчеркивал, что понятие Эроса может приводить к сокрытию сексуальности. Он писал, например: "Тот, кто считает сексуальность позором или унижением для рода человеческого, волен пользоваться более изысканными понятиями Эроса или эротики. И я бы мог поступить так с самого начала, избежав тем самым многих упреков. Но я не хотел так поступать, ибо мне неприятно идти на уступки пуританству. Неизвестно, куда все это приведет: может случиться, что, уступив на словах, мы предадим и суть дела" (3). Это означает, что, пользуясь понятием Эроса, мы рискуем пожертвовать сексуальностью ради ее возвышенных проявлений. Начиная с "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920) Фрейд часто использовал понятие Эроса как синоним влечения к жизни, стремясь вписать свою новую теорию влечений в общую философскую и мифологическую традицию (ср., например, рассказанный Аристофаном миф в Платоновом "Пире"). Так, Эрос рассматривается как то, что стремится "все шире охватывать и усложнять рассеянные частицы живой субстанции, конечно, для того, чтобы лучше сохранить ее" (4). Понятие Эроса обычно используется для обозначения сексуальных влечений в их явно умозрительном аспекте, например: "Наши отвлеченные размышления преобразуют это противопоставление [между либидинальными влечениями и разрушительными влечениями] в противопоставление между влечениями к жизни (Эрос) и влечениями к смерти" (5а). Как можно соотнести друг с другом понятия Эроса и либидо*? Вводя понятие Эроса в работе "По ту сторону принципа удовольствия", Фрейд, по-видимому, отождествлял их: "...либидо наших сексуальных влечений совпадает с Эросом поэтов и философов как основой единства всего живого" (5b). Заметим, что оба эти понятия заимствованы из древних языков и используются для построения теорий, выходящих за рамки психоаналитического опыта (а). При этом понятие "либидо" всегда — и до, и после введения понятия Эроса — использовалось для обозначения энергии сексуальных влечений (ср., например, следующее высказывание из "Очерка психоанализа" [Abriss der Psychoanalyse, 1938]: "Всю эту энергию Эроса, отныне называемую либидо"...) (6).
а) Вот, например, отрывок из "Исследований истерии" (Studien uber Hysterie, 1895), где Брейер называет Эросом нечто демоническое: "Девочка предчувствует, что Эрос — это страшная сила, которая будет вершить и определять ее судьбу, и это ее пугает" (7). (1) Ср., например: Freud (S.). Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, предисл., 1920. G.W., V, 31-32; S.E., VII, 133—134; франц., 11—13. (2) Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900; n. 1925 г. G.W., II—III, 167; S.E., IV, 161. (3) Freud (S.). Massenpsychologie und Ich-Analyse, 1921. G.W., XIII, 99; S.E., XVIII, 91; франц., 101. (4) Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. G.W., XIII, 269; S.E., XIX, 40; франц., 196. (5) Freud (S.). a) G.W., XIII, 66, n; франц., 70, n. — b) G.W., XIII, 54; S.E., 50; франц., 58. (6) Freud (S.). G.W., XVII, 72; S.E., XXIII, 149; франц., 9. (7) Breuer (J.). Нем., 216; S.E., II, 246; франц., 199. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|