Эрос

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2895



Эрос

Одно и то же греческое слово Eros употребляется в различных языках.

• Слово, обозначавшее у греков любовь или бога любви. В последней теории влечений Фрейда — совокупность влечений к жизни, противоположных влечениям к смерти.

• Мы советуем читателю обратиться к статье: "Влечения к жизни"; в данном тексте наши замечания касаются лишь использования понятия "Эрос" для обозначения этих влечений.

Как известно, Фрейд стремился связать свою концепцию влечений* с общими философскими идеями: свидетельство тому — "обыденное" противопоставление любви и голода в первой теории и эмпедокловское противопоставление любви и вражды во второй теории.

Фрейд неоднократно ссылался на платоновский Эрос, считая его близким по смыслу своему понятию сексуальности*: и в самом деле, он с самого начала подчеркивал, что сексуальность в его понимании не тождественна генитальной функции (1). Те критики, которые упрекали Фрейда в сведении всего на свете к сексуальности в обыденном смысле слова, теряют почву под ногами, как только это недоразумение разъясняется: "сексуальное" у Фрейда, как и в психоанализе вообще, следует понимать как Эрос (2).

Одновременно с этим Фрейд подчеркивал, что понятие Эроса может приводить к сокрытию сексуальности. Он писал, например: "Тот, кто считает сексуальность позором или унижением для рода человеческого, волен пользоваться более изысканными понятиями Эроса или эротики. И я бы мог поступить так с самого начала, избежав тем самым многих упреков. Но я не хотел так поступать, ибо мне неприятно идти на уступки пуританству. Неизвестно, куда все это приведет: может случиться, что, уступив на словах, мы предадим и суть дела" (3). Это означает, что, пользуясь понятием Эроса, мы рискуем пожертвовать сексуальностью ради ее возвышенных проявлений.

Начиная с "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920) Фрейд часто использовал понятие Эроса как синоним влечения к жизни, стремясь вписать свою новую теорию влечений в общую философскую и мифологическую традицию (ср., например, рассказанный Аристофаном миф в Платоновом "Пире"). Так, Эрос рассматривается как то, что стремится "все шире охватывать и усложнять рассеянные частицы живой субстанции, конечно, для того, чтобы лучше сохранить ее" (4).

Понятие Эроса обычно используется для обозначения сексуальных влечений в их явно умозрительном аспекте, например: "Наши отвлеченные размышления преобразуют это противопоставление [между либидинальными влечениями и разрушительными влечениями] в противопоставление между влечениями к жизни (Эрос) и влечениями к смерти" (5а).

Как можно соотнести друг с другом понятия Эроса и либидо*? Вводя понятие Эроса в работе "По ту сторону принципа удовольствия", Фрейд, по-видимому, отождествлял их: "...либидо наших сексуальных влечений совпадает с Эросом поэтов и философов как основой единства всего живого" (5b). Заметим, что оба эти понятия заимствованы из древних языков и используются для построения теорий, выходящих за рамки психоаналитического опыта (а). При этом понятие "либидо" всегда — и до, и после введения понятия Эроса — использовалось для обозначения энергии сексуальных влечений (ср., например, следующее высказывание из "Очерка психоанализа" [Abriss der Psychoanalyse, 1938]: "Всю эту энергию Эроса, отныне называемую либидо"...) (6).

 

а) Вот, например, отрывок из "Исследований истерии" (Studien uber Hysterie, 1895), где Брейер называет Эросом нечто демоническое: "Девочка предчувствует, что Эрос — это страшная сила, которая будет вершить и определять ее судьбу, и это ее пугает" (7).

(1) Ср., например: Freud (S.). Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, предисл., 1920. G.W., V, 31-32; S.E., VII, 133—134; франц., 11—13.

(2) Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900; n. 1925 г. G.W., II—III, 167; S.E., IV, 161.

(3) Freud (S.). Massenpsychologie und Ich-Analyse, 1921. G.W., XIII, 99; S.E., XVIII, 91; франц., 101.

(4) Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. G.W., XIII, 269; S.E., XIX, 40; франц., 196.

(5) Freud (S.). a) G.W., XIII, 66, n; франц., 70, n. — b) G.W., XIII, 54; S.E., 50; франц., 58.

(6) Freud (S.). G.W., XVII, 72; S.E., XXIII, 149; франц., 9.

(7) Breuer (J.). Нем., 216; S.E., II, 246; франц., 199.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.  Словарь по психоанализу




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Влечения к жизни
  • Влечение к агрессии
  • Влечения к самосохранению
  • Танатос; Thanatos
  • Влечение к разрушению
  • Либидо
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)
  • Влечение частичное
  • Догенитальный; pregenital
  • Влечения Я
  • Давление (влечений); pressure
  • Идеализация; idealisacion
  • Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the opposite
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Бисексуальность
  • Сверхнагрузка; hypercathexis
  • Аппарат психический
  • Инстанция; instancia
  • Невроз нарциссический; narcissistic neurosis
  • Вязкость либидо; adhesiveness of the libido
  • Влечение
  • Анаклитический
  • Влечение сексуальное
  • Испуг; fright
  • Метапсихология; metapsychology
  • Примыкание; anaclisis
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Генитальная (любовь); genital love
  • Эрос; Eros
  • Я-сообразный; egosyntonic
  • Пара противоположностей; pair of opposites
  • Конфликт психический; psychical conflict
  • Принцип нирваны; Nirvana principle
  • Садизм; sadism
  • Нарциссизм; narcissism
  • Сублимация; sublimation
  • Источник влечения; source of the instinct
  • Символ мнесический; mnemic symbol
  • Возврат вытесненного
  • Амбивалентность
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Организация либидо; organization of the libido
  • Действие специфическое; specific action
  • Связывание, связанность; binding
  • Оно; id
  • Амнезия инфантильная



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь