|
Чувство вины; Чувство виныКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2977Чувство вины Нем.: Schuldgefuhl. — Франц.: sentiment de culpabilite. — Англ.: sense of guilt, quilt feeling — Исп.: sentimiento de culpabilidad. — Итал.: sense di colpa. — Португ.: sentimento de culpa. • Термин, широко используемый в психоанализе. Он может обозначать аффективное состояние после совершения действия, которое субъект считает предосудительным по тем или иным основаниям (угрызения совести преступника или же по видимости абсурдные самоупреки), или же неясное чувство собственного ничтожества, не связанное с каким-либо конкретным поступком, вызывающим раскаяние субъекта. Помимо этого чувство вины выступает в анализе как система бессознательных мотивировок, объясняющих неудачи, преступное поведение, страдания, которые причиняет себе субъект. В этом последнем смысле слово "чувство" требует оговорок, поскольку на уровне сознательного опыта субъект может и не чувствовать себя виноватым. • Чувство вины возникает, прежде всего, при неврозе навязчивых состояний — в виде самоупреков, навязчивых идей, с которыми субъект борется, считая их предосудительньми, наконец, в форме стыда, связанного с самой защитой. Уже и на этом уровне можно отметить, что чувство вины отчасти бессознательно, поскольку реальная природа проявляющихся при этом желаний (прежде всего агрессивных) неведома субъекту. В результате психоаналитического исследования меланхолии была подробнее разработана теория чувства вины. Как известно, для него характерны, прежде всего, самообвинения и самоуничижения, стремление к самонаказанию, способное привести к самоубийству. Фрейд показал, что при этом мы сталкиваемся с действительным расщеплением Я на обвинителя (Сверх-Я) и обвиняемого: само это расщепление обусловливается процессом интериоризации межсубъектных отношений: "Самоупреки —это упреки объекту любви, обращенные против себя [...]; жалобы [меланхолика] подобны жалобам в суд" (la). Это выявление понятия Сверх-Я* неизбежно должно было привести Фрейда к признанию более широкого участия защитного конфликта в чувстве вины. Уже в "Скорби и меланхолии" (Тгаuer und Melancholie, 1917) он признавал, что "...критическая инстанция, которая предстает здесь как отщепившаяся от Я, могла бы, при иных условиях, показать свою самостоятельность..." (1b); в главе V "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923), посвященной "...отношениям зависимости, свойственным Я", Фрейд стремился выделить различные способы проявления чувства вины — от нормального до психопатологического" (2а). По сути, вычленение Сверх-Я как инстанции критической и карающей по отношению к Я внедряет в психику внутреннее чувство вины: "Чувство вины есть такое восприятие Я, которое принимает критику [Сверх-Я]" (2b). С этой точки зрения, само выражение "бессознательное чувство вины" приобретает более глубокий смысл, нежели при обозначении бессознательно мотивированного чувства, поскольку теперь и само отношение Сверх-Я к Я может быть бессознательным и не приводить к субъективно осознаваемому чувству вины. Так, у некоторых преступников "...сильное чувство вины возникает еще до преступления—не как следствие, но как повод, словно субъект испытывает облегчение, связывая свое бессознательное чувство вины с чем-то непосредственным и реальным" (2с). Фрейд заметил парадоксальность самого выражения "бессознательное чувство вины": ему казалось уместнее говорить о "потребности в наказании"* (3). Однако выражение "потребность в наказании" обозначает силу, направленную на уничтожение субъекта и не сводимую к напряженности между различными психическими системами, тогда как чувство вины (неважно, сознательное или бессознательное) всегда может быть сведено к одному и тому же лежащему в области топики отношению между Я и Сверх-Я как остатку Эдипова комплекса: "Как правило, чувство вины в основном бессознательно, поскольку моральное сознание возникает в тесной связи с Эдиповым комплексом, который принадлежит бессознательному" (2d). (1) Freud (S.). Trauer und Melancholiе, 1917. — a) G.W., X, 434; S.E., XIV, 248; франц., 201.— b) G.W., X, 433; S.E., XIV, 247; франц., 199. (2) Freud (S.). a) Cf. G.W., XIII, 276—289; S.E., XIX, 48—59; франц., 205—218. — b) G.W., XIII, 282; S.E., XIX, 53; франц., 211. — с) G.W., XIII, 282; S.E., XIX, 52; франц., 210. — d) G.W., XIII, 281; S.E., XIX, 52; франц., 210. (3) Cf. Freud (S.). Das okonomische Problem des Masochismus, 1924. G.W., XIII, 379; S.E., XIX, 166; франц., 219. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|