|
Цель (влечения); aim (instinctual aim)Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1542Цель (влечения) Нем.: Ziel (Triebziel). — Франц.: but (pulsionnel). — Англ.: aim (instinctual aim). — Исп.: hito или meta instintual. — Итал.: meta (istintuale или pulsionale). — Португ.: alvo или meta impulsor(a) или pulsional. • Действие, к которому подталкивает влечение и которое приводит к устранению внутреннего напряжения; его опорой служат фантазии. • Понятие цели влечения связано с фрейдовским анализом влечения и различных его составляющих: силы*, источника*, цели и объекта* (1а, 2а). В общем, цель влечений совершенно ясна: она всегда заключается в удовлетворении, т.е., согласно экономической концепции Фрейда, в разрядке накопленной энергии сообразно "принципу постоянства"*. Однако, даже говоря о "конечной цели" влечений, Фрейд не подразумевал при этом какую-то особую цель определенного влечения (2b). Эта конечная цель может быть достигнута посредством "промежуточных целей", более или менее взаимозаменяемых, однако Фрейд подчеркивал специфику цели каждого частичного влечения. Согласно концепции, представленной в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905): "Сексуальная цель инфантильного влечения заключается в достижении удовлетворения посредством возбуждения той или иной эрогенной зоны" (1b). Это понятие, по-видимому, впервые появилось в "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895) в форме "специфического действия", единственно способного подавить внутреннее напряжение. Это понятие приобрело большую четкость в издании "Трех очерков" 1915г.: "То, что отличает влечения друг от друга и наделяет их особыми качествами, есть их отношение к собственным сексуальным источникам и целям" (1b). В этих текстах сразу же утверждается наличие тесной связи между целью и источником, чаще всего той или иной эрогенной зоной*: "...[у детей] сексуальная цель обусловлена той или иной эрогенной зоной" (1d). Или еще: "Цель, к которой стремится каждое сексуальное влечение, — достичь локального удовольствия* (Огganlust)" (2с). Таким образом, целью орального влечения будет удовлетворение от сосания. И соответственно лишь по цели влечения можно судить о его источнике*, т. е. об органическом процессе в определенной эрогенной зоне: "...хотя влечения всецело определяются их телесным источником, на уровне психики они распознаются лишь по их целям [...]. Нередко можно с уверенностью определить влечения через их цели" (2d). Таким образом, источник выступает как ratio essendi по отношению к цели, а цель в свою очередь — как ratio cognoscendi no отношению к источнику. Как примирить эту строгую взаимодетерминацию с теми "отклонениями от сексуальной цели", которым посвящена в "Трех очерках" целая глава? Здесь Фрейд стремился показать, вопреки обыденному мнению, что область сексуальности гораздо шире "нормального" сексуального акта у взрослых, ограниченного гениталиями и осуществляемого с единственной целью — "достичь сексуального контакта или, по крайней мере, осуществить действия, которые этому способствуют" (1е). Эти "отклонения" следует понимать не как изменения цели влечения, но как различные варианты самих сексуальных целей. Эти цели могут быть обусловлены либо источниками или эрогенными зонами, отличными от генитальной (например, поцелуи, связанные с оральной зоной), либо видоизменениями сексуального акта вследствие смещения объекта. (Так, Фрейд описывает фетишизм как "отклонение от цели", уточняя, что речь здесь идет, по сути, об "отклонении" от объекта (1f)). В работе "Влечения и судьбы влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915) высказана совершенно иная точка зрения. Речь идет не о разновидностях сексуальной цели как таковой, но о видоизменении цели определенного частичного влечения. Это заставляет Фрейда разграничивать автоэротические влечения и влечения, изначально направленные на объект (садизм* и вуайеризм). При этом в первом случае "...органический источник играет столь важную роль, что П. Федерн и Л. Йекель даже предположили (по-видимому, небезосновательно), что форма и функция органа обусловливают активную или пассивную роль соответствующей цели влечения" (2е). О видоизменении цели можно говорить лишь во втором случае, когда происходит "обращение в свою противоположность" (обращение садизма в мазохизм, вуайеризма в эксгибиционизм); однако это изменение цели здесь вновь оказывается тесно связано с изменением объекта — "обращением на себя" (2f). При сублимации* изменение влечения заключается главным образом в изменении его цели. Однако и здесь это изменение обусловлено переменами в других составляющих влечения: подменой объекта, добавлением одного влечения к другому (когда, например, к влечению к самосохранению примыкает (см.: Примыкание*) сексуальное влечение) (1g, 2g). Как мы видим, если пользоваться четко выявленными категориями фрейдовской мысли, то понятие цели влечения окажется расположенным на ничейной земле — где-то между источником и объектом влечения. Если определять цель влечения, исходя из тесной связи ее с органическим источником, то цель будет точно указана, но бедна по содержанию: для рта — сосание, для глаз — созерцание, для мышц — "схватывание" и пр. Если же следовать психоаналитическому подходу, связывая каждый тип сексуальной деятельности с определенным типом объекта, тогда понятие цели влечения окажется, по сути, ненужным, уступив место понятию объектного отношения*. * Можно было бы, конечно, прояснить затруднения, связанные с понятием цели влечения у Фрейда, разработкой самого понятия влечения. В самом деле, Фрейд включал сексуальное влечение и влечение к самосохранению в одну и ту же категорию, хотя вся теория сексуальности указывала на глубокие различия в их функционировании, особенно в их целях, а также в путях к удовлетворению. Цель влечения к самосохранению можно понять лишь в связи со специфическим действием* по устранению напряжения: это действие порождается потребностью, возникающей в определенной части тела и требующей удовлетворения (например, потребность в пище). Определить цель сексуального влечения гораздо труднее. В самом деле, поначалу оно примыкает* к функции самосохранения, сливаясь с ней, и лишь постепенно обособляется от нее. Оно находит удовлетворение, одновременно укореняясь в ней через определенную жизненную функцию и отклоняясь от нее, будучи глубоким ее извращением. Именно в этой трещине рождаются фантазмы, использующие элементы представления, подчас весьма удаленные от их телесного прообраза (см.: Автоэротизм; Примыкание; Влечение; Сексуальность). (1) Freud (S.). Drei Abhanglungen zur Sexualtheorie, 1905. — a) Cf. G.W., V, 34; S.E., VII, 135—136; франц., 17—18. — b) G.W., V, 85; S.E., VII, 184; франц., 78. — с) G.W., V, 67; S.E., VII, 168; франц., 56—57.— d) G.W., V, 83; S.E., VII, 182—183; франц., 76. — e) G.W., V, 33; S.E., VII, 135; франц., 17. — f) Cf. G.W., V, 52; S. E., VII, 153; франц., 38. — g) Cf. G.W., V, 10; S.E., VII, 205—206; франц., 105—107. (2) Freud (S.). Triebe und Triebschicksale, 1915. — a) Cf. G.W., X, 214; S.E., XIV, 121; франц., 33. —b) Cf. G.W., X, 215; S.E., XIV, 122; франц., 34—35. — с) G.W., X, 218; S.E., XIV, 125—126; франц., 41. — d) G.W., X, 216; S.E., XIV, 123; франц., 36. — e) G.W., X, 225; S.E., XIV, 132—133; франц., 53. — f) G.W., X, 220; S.E., XIV, 127; франц., 43—44. — g) Cf. G.W., X, 219; S.E., XIV, 125—126; франц., 41-42. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|