|
Целепредставление; purposive ideaКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1114Целепредставление Нем.: Zielvorstellung. — Франц.: representation-but. — Англ.: purposive idea. — Исп.: representacion-meta. — Итал.: rappresentazione finalizzata. — Португ.: гергеsentacao-meta. • Термин Фрейда, обозначающий то, что направляет ход мыслей — сознательных, предсознательных и бессознательных. На каждом из этих уровней существует определенная целенаправленность, в силу которой мысли выстраиваются в последовательность — не чисто механическую, но детерминированную наиболее значимыми представлениями как точкой притяжения для других представлений. Таковы, например, при сознательном мышлении поставленная задача, а при свободных ассоциациях — бессознательная фантазия. • Фрейд говорит о "целепредставлении" главным образом в своих первых работах по метапсихологии, а именно, в "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895), а также (неоднократно) в главе VII 'Толкования сновидений" (Die Traumdeutung, 1900). В этом понятии запечатлено оригинальное содержание фрейдовской концепции психического детерминизма: поток мыслей не может быть недетерминированным, т.е. свободным от каких-либо закономерностей, более того — управляющие этим потоком закономерности не являются чисто механическими, как полагала ассоциационистская психология, согласно которой последовательность ассоциаций подчиняется лишь [принципам] смежности и сходства, что делает совершенно неуместным поиск каких бы то ни было глубоких смыслов. "Каждый раз, когда один психический элемент связан с другим случайной или поверхностной ассоциацией, между ними существует также более надежная и глубокая связь, за которой скрывается сопротивление цензуры" (1). Термин "целепредставление" свидетельствует, по Фрейду, о том, что ассоциации подчинены какой-то конечной цели. Она обнаруживается явно в случаях сосредоточенного аналитического мышления, при котором всякий выбор направляется поставленной целью, но остается скрытой, хотя и доступной психоанализу, там, где ассоциации развертываются свободно (см.: Свободные ассоциации). Почему Фрейд говорит о целепредставлении, а не просто о ближайших или конечных целях? Этот вопрос возникает, прежде всего, в связи с бессознательным целеполаганием, и ответ на него такой: дело в том, что эти представления суть не что иное, как бессознательные фантазии. Такая трактовка находит свое обоснование в первых фрейдовских моделях функционирования мышления: мысль, включая исследовательский поиск, присущий вторичным процессам, возможна лишь постольку, поскольку цель или целепредставление сохраняет свою энергетическую нагрузку, оставаясь той точкой, притяжение которой обеспечивает расчистку или прокладывание вновь ведущих к ней путей. Эта цель — "представление о желании" (Wunschvorstellung), извлекаемое из опыта удовлетворения* (2). (1) Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900. G.W., II—III, 535; S.E., V, 530; франц., 436. (2) Cf. Freud (S.).Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. Нем., 411— 416; англ., 389—394; франц., 345—349. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|