|
'Хороший' объект, 'плохой' объект; 'good' object, 'bad' objectКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 3752"Хороший" объект, "плохой" объект Нем.: "gutes" Objekt, "boses" Objekt. — Франц.: "bon" objet, "mauvais" objet. — Англ.: "good" object, "bad" object. — Исп.: objeto "bueno", objeto "malo". — Итал.: oggeto "buono", oggeto "cattivo". — Португ.: objeto "bom", objeto "mau". • Понятия М. Кляйн, обозначающие первые объекты влечений (частичные или цельные), как они проявляются в детских фантазиях. Качества "хороший" или "плохой" приписываются им не только потому, что они приносят фрустрацию или удовлетворение, но и потому, что на них проецируются либидинальные или, напротив, разрушительные влечения субъекта. По М. Кляйн, частичный объект (грудь, пенис) расщепляются на "хороший" или "плохой" объекты, причем это расщепление становится первым способом зашиты от страха. Цельный объект также подвергается расщеплению ("хорошая" мать и "плохая" мать и пр.). "Хорошие" и "плохие" объекты подвергаются интроекции* и проекции*. • Диалектика "хорошего" и "плохого" объектов — средоточие психоаналитической теории М. Кляйн, основанной на анализе наиболее архаических фантазмов. Не пытаясь описать всю эту сложную диалектику, ограничимся указанием на несколько основных признаков, присущих понятиям "хорошего" и "плохого" объекта, и устранением нескольких концептуальных неясностей. 1) Кавычки, которые часто встречаются в текстах М. Кляйн, подчеркивают фантазматический характер самих этих качеств — "хорошего" и "плохого" объекта. По сути, речь идет об "имаго" или о "...фантазматически искаженных образах реальных объектов, на которых они основаны" (1). Эта деформация порождается двумя факторами: поначалу удовлетворение от сосания груди делает грудь "хорошим" объектом, а напротив, отнятие от груди или отказ дать грудь порождает образ "плохой" груди. Далее, ребенок проецирует свою любовь на хорошую грудь, а свою агрессивность — на плохую. При этом возникает порочный круг ("грудь ненавидит и обижает меня, потому что я ненавижу ее, и наоборот") (2), в котором свою роль играет, согласно М. Кляйн, и проекция. 2) Основой взаимодействия хорошего и плохого объектов выступает для М. Кляйн дуализм влечений к жизни* и влечений к смерти*, неустранимо присутствующий в жизни индивида с самого рождения. По М. Кляйн, садизм "расцветает" уже в самый ранний период, когда равновесие между либидо и разрушительными склонностями нарушается в пользу последних. 3) Поскольку эти два типа влечений присущи человеку изначально и направлены на один и тот же реальный объект (грудь), можно говорить здесь об амбивалентности*. Однако эта амбивалентность, порождающая у ребенка страх, изначально отступает под действием механизма расщепления объекта* и связанных с ним аффектов. 4) Хотя эти объекты имеют фантазматический характер, не следует забывать, что они выступают как якобы реальные (в том смысле, в каком Фрейд говорит о психической реальности). М. Кляйн описывает их как "внутренние" части тела матери; их интроекция и проекция определяются не их качествами (хорошими или плохими), но самими объектами, неразрывно сросшимися с этими качествами. Более того, объект — неважно, хороший или плохой — наделен фантазматической властью, сходной с властью человека ("плохая грудь преследует", "хорошая грудь ублажает", плохие объекты нападают на тело матери, хороший и плохой объекты борются внутри материнского тела и пр.). Таким образом, грудь — это первый расщепленный объект. Все частичные объекты подвергаются аналогичному расщеплению (пенис, фекалии, ребенок и пр.). Это относится и к цельным объектам — с того момента, как ребенок научается их воспринимать. "Хорошая грудь — вовне и внутри — становится прообразом любого объекта, приносящего помощь, а плохая грудь — прообразом всех внешних и внутренних преследователей" (3). Отметим, наконец, что кляйновская концепция расщепления объекта на "хороший" и "плохой" связана с некоторыми идеями Фрейда, высказанными, прежде всего, во "Влечениях и судьбах влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915) и в "Отрицании" (Die Verneinung, 1925) (см.: Я-удовольствие, Я-реальность). (1) Klein (M.). A Contribution to the Psychogenesis of Manic-Depressive States, 1934. In: Contribution, 282. (2) Riviere (J.). On the Genesis of Psychical Conflict in Earliest Infancy, 1936. In: Developments, 47. (3) Klein (M.). Some Theoretical Conclusions regarding the Emotional Life of the Infant, 1952. In: Developments, 200. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|