|
Фиксация; fixationКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2376Фиксация Нем.: Fixierung. — Франц.: fixation. — Англ.: fixation. — Исп.: fijacion. — Итал.: fissazione. — Португ.: fixacao. • Прочная связь с определенными лицами или образами (imago), воспроизводящая один и тот же способ удовлетворения и структурно организованная по образцу одной из стадий такого удовлетворения. Фиксация может быть актуальной, явной, а может оставаться преобладающей тенденцией, допускающей для субъекта возможность регрессии*. В рамках генетического подхода фиксация предстает как направленное развитие либидо (фиксация на той или иной стадии). Вне генетической точки зрения, в рамках фрейдовской теории бессознательного, это способ включения в бессознательное некоторых неизменных содержаний (опыт, образы, фантазии), служащих опорой влечениям. • Понятие фиксации постоянно присутствует в психоаналитическом учении, обозначая важный источник эмпирического опыта: невротик — и вообще любой человек — носит на себе печать детского опыта, сохраняет привязанность (более или менее скрытую) к определенным способам удовлетворения, определенным типам объекта и архаичным отношениям. Психоаналитическое лечение свидетельствует о власти прошлого опыта и его повторяемости, а также о сопротивлении субъекта самой возможности избавиться от этого. Понятие фиксации ничего не объясняет, зато его описательная ценность несомненна. Вот почему Фрейд мог использовать его в различные периоды своего творчества, выявляя возможные источники невроза в истории субъекта. Именно поэтому Фрейд обосновывал свои первые этиологические концепции идеей "фиксации на травме"* (1а, 2). В "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) фиксация связывалась с теорией либидо и определялась устойчивым повторением (особенно очевидным при извращениях) прежних черт сексуальности: субъект привязан к определенным типам деятельности или же чертам "объекта", а их источник связан с каким-то особым моментом сексуальной жизни ребенка. Роль травмы не подвергается отрицанию, однако она осмысляется на основе событий, связанных с сексуальным опытом и способствующих фиксации на том или ином моменте. С развитием теории стадий* либидо (в особенности догенитальных* стадий) понятие фиксации расширяет область своего применения: отныне оно может относиться не только к частичным либидинальным целям* или же объектам*, но ко всей структуре человеческой деятельности на определенной стадии (см.: Объектное отношение). Так, фиксация на анальной стадии лежит в основе невроза навязчивых состояний, а также определенного типа характера. В "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920) (3) Фрейд вновь обратился к фиксации на травме — факту, не объяснимому лишь устойчивостью определенного способа либидинального удовлетворения и наводящему на мысль о навязчивом повторении*. Либидинальная фиксация играет важную роль в этиологии различных психических расстройств, и потому необходимо уточнить ее функцию в различных невротических механизмах. Фиксация выступает как источник вытеснения* и может даже рассматриваться как первый этап вытеснения в широком смысле слова: "...[подвергшийся фиксации] либидинальный поток выступает по отношению к более поздним психическим образованиям как составная часть системы бессознательного и как результат вытеснения" (4а). Это "первовытесненное"*, в свою очередь, обусловливает вытеснение в узком смысле слова, возможное лишь в результате отталкивания вытесняемых элементов высшими инстанциями и одновременно притяжения их элементами, уже подвергшимися фиксации (5а). В то же время фиксация подготавливает будущую регрессию*, по-разному проявляющуюся при неврозах, извращениях и психозах. Условия фиксации, по Фрейду, двояки. С одной стороны, она порождается различными историческими факторами (семейная обстановка, травма и пр.). С другой стороны, ее возникновению способствуют определенные врожденные факторы, в силу которых один элемент влечения одерживает верх над другим. Кроме того, индивиды с "вязким" либидо (см.: Вязкость либидо*) (1b) склонны защищать "любую уже достигнутую либидинальную позицию, опасаясь проиграть в случае отказа от нее и не веря, что найдут удовлетворительную замену в новой позиции" (6). * Фиксация часто обсуждается в психоанализе, хотя ее природа и значение недостаточно четко определены. Иногда Фрейд использовал это понятие (как и понятие регрессии) в описательном смысле. В наиболее ясных текстах фиксация обычно сопоставляется с такими биологическими явлениями, при которых в организме взрослого человека сохраняются остатки предшествующих стадий онтофилогенетического развития. Речь идет, таким образом, о "пассивной задержке", нарушении, "торможении" развития (4b). Источник и главная область применения такой трактовки проблемы — извращения. На первый взгляд, кажется, что некоторые схемы поведения существуют сами по себе и что субъект вполне может использовать их заново. Некоторые разновидности извращений, возникшие уже в раннем детстве, порождают сначала фиксации, а затем и симптомы без какого-либо участия регрессии. Во всяком случае, развитие теории извращений заставляет усомниться в том, можно ли считать извращения прообразом фиксации как сохранения какого-то архаического элемента эволюции. Тот факт, что в основе извращений лежат конфликты и механизмы, близкие к невротическим, ставит под сомнение внешнюю простоту понятия фиксации (см.: Извращение). * Специфику психоаналитического понимания фиксации (в отличие, скажем, от сохранения анахронических схем поведения) можно выявить, размышляя о различных способах использования этого понятия у Фрейда. В общем, Фрейд говорит то о фиксации чего-то (воспоминания или симптома), то о фиксации (либидо) на чем-то (на определенной стадии, на определенном типе объекта и пр.). Понятие фиксации в первом смысле вполне совместимо с психологическими теориями памяти, в которых различаются моменты фиксации, сохранения, всплывания в памяти, признания воспоминания. Однако Фрейд понимал фиксацию вполне реалистически: речь шла о настоящей записи (Niederschrift) посредством мнесических следов, которые можно "перевести" из одной системы в другую. Уже в письме Флиссу от 06.12.96 представлена в разработанном виде вся теория фиксации: "Когда запись последующего этапа отсутствует, возбуждение устраняется согласно психологическим законам предыдущего периода и теми способами, которые были доступны субъекту в этот период. Тем самым анахронизм сохраняется; в некоторых областях остаются в силе fueros (древние законы, по-прежнему действующие в ряде испанских городов и провинций), или "пережитки". Более того, понятие фиксации представлений* соотнесено с понятием фиксации соответствующего возбуждения. Этот момент —важнейшая часть фрейдовского подхода к проблеме; ярче всего он выражен в наиболее полном варианте фрейдовской теории вытеснения: "У нас есть основания предположить существование первовытеснения или первой фазы вытеснения, на которой психический репрезентатор (представление как репрезентатор влечения) лишается доступа в сознание. В результате этого происходит фиксация; отныне этот репрезентатор остается неизменным, а влечение навсегда сохраняет свою связь с ним" (5b). В подобных высказываниях понятие фиксации сохраняет свой генетический смысл, причем его опорой становится поиск изначальных моментов простой и неустранимой записи некоторых особых представлений в бессознательном и фиксации самого влечения на этих психических репрезентаторах, причем, быть может, этот процесс и создает влечение* как таковое. (1) Freud (S.). Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychanalyse, 1916—1917. — a) G.W., XI, 282 sqq; S.E., XVI, 273 sqq.; франц., 296 sqq. — b) Cf. G.W., XI 360—361; S.E., XVI, 348; франц., 374. (2) Freud (S.). Uber Psychoanalyse, 1909. G.W., VIII, 12; S.E., XI, 17; франц., 126. (3) Cf. Freud (S.). G.W., XIII, 10; S.E., XVIII, 13; франц., 12. (4) Freud (S.). Psychoanalytische Bemerkungen uber einen autobiographisch beschriebenen Fall von Paranoia (Dementia paranoides), 1911. — a) G.W., VIII, 504; S.E., XII, 67; франц., 311—312. — b) G.W., VIII, 304; S.E., XII, 67; франц., 312. (5) Freud (S.). Die Verdrangung, 1915. — a) Cf. G.W., X, 250—251; S.E., XIV, 148; франц., 71. — b) G.W., X, 250; S.E., XIV, 148; франц., 71. (6) Freud (S.). Aus der Geschichte einer infantilen Neurose, 1918. G.W., XII, 151; S.E., XVII, 115; франц., 415. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|