|
Фаллос; phallusКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 3426Фаллос Нем.: Phallus. — Франц.: phallus. — Англ.: phallus. — Исп.: falo. — Итал.: fallo. — Португ.: falo. • В греко-римской античности — образное представление мужского члена. В психоанализе этот термин подчеркивает символическую функцию пениса в диалектике внутри - и внесубъектного, причем термин "пенис" обозначает данный орган в его анатомической реальности. • Слово "фаллос" редко встречается у Фрейда. Однако в форме прилагательного мы находим его в различных выражениях, главным образом, в выражении "фаллическая стадия"*. В современной психоаналитической литературе слова "пенис" и "фаллос" различаются все более четко: первое обозначает мужской половой орган в его телесной реальности, второе подчеркивает его символическое значение. Фаллическая организация, которую Фрейд в итоге счел определенной стадией развития либидо для обоих полов, играет важную роль, поскольку она связана с комплексом кастрации в его высшей точке и управляет процессом формирования и преодоления Эдипова комплекса. На этой стадии перед субъектом стоит выбор: либо обладание фаллосом, либо кастрация. Мы видим здесь не противопоставление двух терминов, обозначающих две различные анатомические реальности (например, пенис и влагалище), но присутствие или отсутствие одного и того же термина. Такое ведущее положение фаллоса для обоих полов связано, по Фрейду, с тем, что девочка не знает о существовании влагалища. Хотя формы проявления комплекса кастрации у мальчика и девочки различны, в обоих случаях он строится лишь вокруг фаллоса, который считается как бы отделимым от тела. В статье "О смещении влечений, преимущественно в области анального эротизма" (Uber Triebumsetzungen, insbesondere der Analerotik, 1917) (1) показано, как мужской орган включается в ряд предметов, способных к взаимоподменам в "символических уравнениях" (пенис — фекалии — ребенок — подарок и т.д.): их общее свойство — способность обособляться от тела и переходить от одного субъекта к другому. По Фрейду, мужской орган — это не только реальность, предельная точка отсчета для всего этого предметного ряда. Теория комплекса кастрации наделяет мужской орган особым символическим значением, поскольку его наличие или отсутствие превращает анатомическое различие в главный критерий классификации человеческих существ и поскольку для каждого субъекта это наличие или отсутствие не простая данность, а проблематичный результат внутри- и внесубъектного процесса, связанного с принятием субъектом своего пола. Опираясь на это символическое значение, Фрейд и, шире, весь современный психоанализ говорят о фаллосе, следуя употреблению этого слова в античности, где оно означало живописный или скульптурный образ мужского органа — главного объекта поклонения в ритуалах инициации (Мистерии). "В эту далекую эпоху фаллос в состоянии эрекции символизировал державную власть, трансцендентную или сверхъестественную мужественность (а вовсе не приапическую разновидность мужской силы), надежду на посмертное воскресение, он был светом первоначала, не допускающего ни тени, ни многообразия, вечным и единым источником бытия. Воплощениями этого взгляда были итифаллические боги — Гермес и Озирис" (2). Как понять это "символическое значение"? Прежде всего, было бы ошибочно приписывать фаллосу-символу определенное аллегорическое значение, сколь бы то ни было широкое (плодородие, власть, авторитет и т.д.). Однако было бы неверно сводить символизируемое к мужскому органу — пенису в его телесной реальности. Наконец, фаллос оказывается значением, или символизируемым, в самых различных представлениях столь же часто или даже чаще, чем собственно символом (т.е. обобщенным образом мужского органа). В своей теории символики Фрейд указывал, что фаллос — это один из универсальных объектов символизации, причем его небольшие размеры [das Kleine] становятся основанием для сравнения (tertium comparationis) между мужским органом и тем, что его представляет. Реальным свойством так понимаемого фаллоса — свойством, воплощенным в различных его образах, — оказывается его способность к отделению от целого и преобразованиям, характерная для частичного объекта*. Этому не противоречит тот факт, что и субъект как целое может уподобляться фаллосу: он был отмечен Фрейдом в "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) (3b, Зс) и получил солидную поддержку в психоаналитических исследованиях. В подобных случаях субъект уподобляется объекту, который можно видеть, показывать, обменивать, давать и получать. Фрейд, в частности, показал, как в женской сексуальности желание обладать фаллосом отца преобразуется в желание иметь от него ребенка. Впрочем, как раз этот пример заставляет задуматься о том, есть ли у нас основания для четкого разграничения между пенисом и фаллосом как психоаналитическими понятиями. В выражении Penisneid (см.: Зависть к пенису) заключена некая, быть может плодотворная, двусмысленность, которую невозможно устранить формальным различением между желанием наслаждаться реальным человеческим пенисом в коитусе и желанием иметь фаллос (как символ мужественности). Во Франции Ж. Лакан попытался построить психоаналитическую теорию вокруг понятия фаллоса как "означающего желания". При таком переосмыслении Эдипов комплекс подразумевает диалектику выбора: быть или не быть фаллосом, иметь или не иметь фаллос, причем три основных момента этого выбора зависят от роли фаллоса в желаниях трех участников эдиповской сцены (4). (1) Cf. Freud (S.). G.W., X, 402—410; S.E., XVII, 127—133. (2) Laurin (С.). Phallus et sexualite feminine. In: La Psychanalyse, VII, Paris, P.U.F., 1964, 15. (3) Cf. Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900. — a) G.W., II—III, 366; S.E., V, 362—363; франц., 269. —b) G.W., II—III, 370—371; S.E., V, 366; франц., 272. — с) G.W., II—III, 399; S.E., V, 394; франц., 293. (4) Cf. Lacan (J.). Les formations de l'inconscient. Compte rendu de J.-B. Pontalis. In: Bulletin de Psychologie, 1958, passim. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|