Котельникова Диана. «Приобщаем детей к чтению»

«Приобщаем детей к чтению»«Приобщаем детей к чтению»

Актуальность проекта.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу компьютерным играм, просмотру телепрограмм и видеофильмов. Эта печальная реальность заставляет задуматься и попытаться исправить положение.

По мнению Флёриной Евгении Александровны: «Чтение, рассказывание художественного произведения, разговор, а также рассказывание самих детей развивают мышление и навыки речи».

С раннего возраста детям необходимо читать много книг. Очень важно, чтобы они полюбили это занятие и у них появился интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что оно выражает. Благодаря этим навыкам у детей будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

 

Скачать: «Приобщаем детей к чтению» (полный конспект)

Дети дошкольного возраста – слушатели. Каждую книгу нужно донести до них как произведение искусства, раскрыть ее замысел, научить детей эмоциональному реагированию на прочитанное, сопереживанию чувствам и поступкам героев.

Только в этом случае книги становятся живыми друзьями для детей. Они как бы разговаривают с ребенком, дают добрый совет, приглашают в захватывающий мир приключений.

Чтобы воспитать у детей любовь к книге, взрослый должен сам проявлять к ней интерес, понимать ее роль в жизни человека, уметь интересно беседовать при анализе произведения.

В ходе моих наблюдений за детьми при чтении им художественной литературы и при общении с родителями на данную тему, мною были выявлены следующие проблемы:

  • недостаточные знания у дошкольников о произведениях художественной литературы и об их авторах;
  • ослабевающий интерес у детей к книге;
  • неумение бережно обращаться с книгой;
  • бедность активного словаря, грамматические ошибки в речи у дошкольников;
  • неумение детей вести диалог по прочитанному произведению и пересказывать его;
  • неумение детей обыгрывать сказки и другие произведения художественной литературы;
  • предпочтение книге детьми и родителями других источников информации: телевидение и интернет;
  • непонимание родителями того, что книга-это особый художественный способ познания окружающей действительности.

Изучив данные проблемы, я поставила перед собой цель:

развить у детей старшего дошкольного возраста интерес к художественной литературе.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1) с детьми:

  • формировать понятие о книге как источнике знаний;
  • формировать представление о роли книги в жизни человека;
  • знакомить с историей создания книги;
  • знакомить с творчеством детских писателей (С. Я. Маршак, В.Осеева, К.И. Чуковский, В.Г. Сутеев), с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (В. Г. Сутеев, Е.И. Рачев, Е.И. Чарушин);
  • воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к книге;
  • вызывать положительные эмоции при чтении книг;
  • способствовать развитию связной, грамматически правильной речи, звуковой и интонационной культуры;
  • формировать умение пересказывать произведения, побуждать к инсценировкам;
  • способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности;
  • расширять словарный запас. Развивать диалогическую и монологическую речь.

2) с родителями:

  • расширять представление родителей о детской литературе;
  • приобщать родителей к семейному чтению произведений;
  • вызывать интерес у родителей к проектной деятельности как способу развития познавательного интереса дошкольников;
  • привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях, организованных в рамках проекта.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель, родители.

Партнеры проекта: районная библиотека.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • кадровые ресурсы: воспитатель, родители и воспитанники группы.
  • материальные ресурсы: проектор, экран, ноутбук, принтер, магнитофон, методическая литература, дидактические игры и пособия, художественная литература.
  • информационные ресурсы: см. Приложение 3

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение интереса у детей к художественной литературе: желание слушать, рассматривать иллюстрации, обыгрывать эпизоды.
  2. Бережное отношение детей к книгам.
  3. Появление у детей самостоятельности, активности по взаимодействию с книгой.
  4. Пополнение и активизация словаря, развитие лексико-грамматического строя речи детей.
  5. Активное участие родителей в жизни детского сада.
  6. Появление потребности у детей и родителей посещать библиотеку.

Продукт проекта:

  1. Изготовление книжки-самоделки «Цыплёнок и утёнок».
  2. Проведение акции «Подари книгу группе «Солнышко»».
  3. Выставка поделок творческой мастерской «Очумелые ручки».

Результаты проекта:

В результате проведенной работы:

дошкольники знают и понимают:

  • как книга «рождается»
  • к книгам надо относиться бережно
  • для чего нужны библиотеки, и с какой целью их нужно посещать.

воспитанники умеют:

  • различать жанры художественных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)
  • называть авторов произведений (С, Я. Маршак, В.Осеева, К.И. Чуковский, В.Г. Сутеев)
  • пересказывать прочитанные произведения
  • поддерживать диалог по прочитанному произведению
  • обыгрывать эпизоды из произведений художественной литературы.

Я отметила:

  • у воспитанников появился устойчивый интерес и желание к общению с книгой
  • дети стали внимательнее слушать произведение и активнее участвовать в его анализе.

Подводя итог, можно сказать, что проект «Приобщаем детей к чтению» позволяет не только расширить знания детей о художественных произведениях и их авторах, но и является отправной точкой для дальнейшего развития проектной деятельности и открывает новые формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Перспектива дальнейшего развития проекта

В дальнейшем планируется:

  • пополнение библиотеки группы книгами, сделанными руками детей, где дети выступят не только иллюстраторами, но и попробуют себя в роли авторов;
  • продолжение знакомства с другими детскими поэтами и писателями, а также художниками иллюстраторами.

Комплексно-тематический модуль по проекту

«Приобщаем детей к чтению».

Образовательная область — Художественно-эстетическое развитие

Форма организации детских видов деятельности:

  • Разрезные картинки «Герои сказок»
  • Раскраски «Герои произведений В.Г. Сутеева»
  • Изготовление атрибутов к игре «Библиотека» (читательские билеты)
  • Чтение художественной литературы: Русские народные сказки, произведения С.Я. Маршака, В.Осеевой, К.И. Чуковского, В.Г. Сутеева
  • Разучивание стихотворения «Веселый счет» С.Я. Маршак
  • Кукольный театр «Три поросенка», «Журавль и лиса», «Сказка о глупом мышонке»
  • Драматизация сказки «Репка на новый лад»
  • Прослушивание аудиозаписей произведений К.И. Чуковского в авторском исполнении
  • Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные сказки»
  • Прослушивание песен «Песня Чебурашки» (сл. Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»), «Ничего на свете лучше нету» (Ю. Энтин «Бременские музыканты»)
  • Рассматривание иллюстраций В.Г. Сутеева к своим произведениям и к произведениям К.И. Чуковского, иллюстраций Е.И. Рачева к русским народным сказкам, иллюстрации Е.И. Чарушина к книге «Детки в клетке» С.Я. Маршака

Творческая мастерская:

  • Пластилинография «Усатый-полосатый» (С. Я. Маршак)
  • Аппликация «Пудель» (С. Я. Маршак «Пудель»), «Закладка для книг»
  • Изготовление поделок «Мышонок» (С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»), «Шалтай-Болтай» (С. Я. Маршак «Шалтай-болтай»)
  • Изготовление игрового макета (совместная работа дети-воспитатель) «Зоопарк» (С. Я. Маршак «Детки в клетке»)
  • Нетрадиционное рисование (ниткография и пальчики) «Яблоня с золотыми яблоками»
  • Рисование на тему «Моя любимая сказка», «Радуга-дуга» (С. Я. Маршак)
  • Совместная деятельность оригами «Собака» (В. Осеева «Плохо»)
  • Коллективная аппликация из круп (греча и крашеный рис) «Дерево» (В. Осеева «Синие листья»)

Образовательная область – Социально-коммуникативное развитие

Форма организации детских видов деятельности:

  • Сюжетно-ролевые игры «Библиотека, «Книжный магазин», «Вокзал»
  • Строительная игра «Вокзал» (по произведениям С.Я. Маршака)
  • Режиссёрская игра с маленькими животными с использованием макета «Зоопарк»
  • Ручной труд «Книжкина больница»
  • Просмотр обучающего фильма «Как рождаются книжки»
  • Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек», «Сказка о глупом мышонке», «Мешок яблок»
  • Проблемная беседа «Правила обращения с книгами», «Как вести себя в библиотеке»
  • Инсценировка стихотворения «Вот, какой рассеянный», «Пудель» (С. Я. Маршак)
  • Совместное мероприятие (дети-родители-воспитатель): посещение Театра на Спасской (спектакль «Кошкин дом»)

Образовательная область – Физическое развитие

Форма организации детских видов деятельности:

  • Утренняя гимнастика «Кошкин дом», «Репка»
  • Пальчиковые игры «Воскресная прогулка» (С. Я. Маршак)
  • Гимнастика для глаз с использованием проектора «Незнайка в цветочном городе»
  • Физкультминутка «Мыши» (С. Я. Маршак)
  • Подвижная игра «Лиса и заяц» (сказка), «Хитрая лиса» (сказка), «Мой веселый звонкий мяч» (С. Я. Маршак), «Солнышко и дождик» ( «Краденое солнце» К.И. Чуковский)
  • Участие в физкультурном досуге «В гостях у Незнайки»

Образовательная область – Познавательное развитие

Форма организации детских видов деятельности:

  • Дидактические игры «Вспомни сказку, в которой была цифра 3», «Кто, из какой сказки?», «Мир книг», «Сложи сказку»
  • Дидактическое упражнение «Нарисуй карту путешествия Колобка по лесу»
  • Игра -пазлы «Герои сказок»
  • Настольно печатные игры «Сложи картинку», «Путешествие по сказкам»
  • Целевая прогулка «В гости к книжкам» (посещение районной библиотеки)
  • Опытно-экспериментальная деятельность «Бумага» (ее свойства и качества)»

Образовательная область – Речевое развитие

Форма организации детских видов деятельности:

  • Тематические беседы «Берегите книги», «Зачем нужны книги», «Для чего нужны библиотеки»
  • Составление творческого рассказа «Моя любимая книжка»
  • Речевые игры «Доскажи словечко» (загадки о героях сказки), «Подумай-разгадай» (загадки по произведениям С.Я. Маршака), «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи», «Продолжи фразу героя сказки», «Из какого произведения герой», «Узнай героя по описанию»
  • Дидактические игры «Расскажи сказку по сюжетным картинкам», «Героический поступок» (по произведениям К.И. Чуковского)
  • Обсуждение смысла пословицы «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

Приложение 3

  • Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир. // Москва. Баллас. – 2001. – 301 с.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008
  • Гиценко З.А. «Ты детям сказку расскажи…», М.: Линка-пресс, 2003г.
  • Гурович «Ребенок и книга», СПб.: Изд-во «Акцидент», 1996г.
  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ: Сфера, 2006
  • Киселева Т. Это помнят и ребята и взрослые: (из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака) // Библиотека. – 2002. — № 10. – С. 42-44.
  • Кузнецова А.Н. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. // Москва. РиколКлассиик дом, 2006 – 189 с.
  • Куликовская Н. «Увлечь книгой», ж. «Дошкольное воспитание», №5 2007, стр. 33-41
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. *Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
  • Папулова С. Путешествие по стране Маршака: (сценарий) // Библиотека. – 2001. — № 9. – С. 70-72.
  • Подумай-разгадай: (загадки в стихах к произведениям Маршака) // Отчего и почему. – 2000. — №3. – С. 18 – 19
  • Ушакова О.С., Арушанова Л.Г. Скажи по-другому. // Самара СИПКРО – 1994. – 120с.
  • Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. -М.: 1961-272с.
Просмотров: 383
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ирина Облесова. Открытая интегрированная образовательная деятельность по чтению художественной литературы и аппликации для детей средней группы на тему: «Волк и семеро козлят»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Ситдикова Гузал Фанависовна. Конспект театрализованного представления для детей старшей группы по мотивам произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом»
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Юрьева Оксана. Музыкальная игра-драматизация для детей старшей, полдготовительной группы с использованием занимательного математического материала «Теремок» (по мотивам произведений С. Я. Маршака)
  • Плясунова Наталья Валентиновна, Соколова Елена Павловна. Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»
  • Салихова Айгуль Сабирьяновна. Презентация «Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
  • Маркина Ольга Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности. Чтение художественной литературы. Сказки В. Сутеева.
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Терекбаева Альфия Мурзалиевна. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
  • Редактор. Кошкин дом. Самуил Яковлевич Маршак
  • Аносова Елена Петровна. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Веракса
  • Смелова Ирина Александровна. Формирование словаря воспитанников раннего возраста в процессе приобщение к чтению художественной литературы
  • С. Маршак. Из чего сделаны мальчики и девочки
  • Бетко Юлия Валерьевна. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста
  • Жукова Елена. «Лукошко сказок». Конспект интегрированной образовательной деятельности по чтению художественной литературы
  • Котельникова Ольга Ивановна. «Технология освоения образовательного инструментария — серии книг для развития детей дошкольного возраста — к программе «Социокультурные истоки» педагогами детских садов, родителями воспитанников».
  • Наталья Дубенцова. Развитии речи младших дошкольников через использование произведений художественной литературы
  • Арбузова Виолетта Генриховна. Картотека конспектов НОД в старшей группе ДОУ. Образовательная область 'Чтение художественной литературы'
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Волокитина Карина Владимировна. Театрализованное представление для детей подготовительной группы 'Кошкин дом' (по произведению С. Маршака)
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Конспект ННОД по области «Чтение художественной литературы» - творчество С.Я. Маршака
  • Меликова Фатимат Магомедовна. Непосредственная образовательная деятельность образовательная область: развитие речи тема: «Путешествие в сказку теремок» вторая младшая группа
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Кулюкина Ирина Петровна. Логоритмическая ООД на тему «Наша группа» (по произведениям С.Я. Маршака) с детьми старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
  • Тютерева Наталия Валерьевна. «Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для детей 6-7 лет», образовательная область «Познавательное развитие».
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь