|
Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identityКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1217Тождество восприятия — тождество мысли Нем.: Wahrnehmungsidentitat — Denkidentitat. — Франц.: identite de perception — identite de pensee. — Англ.: perceptual identity — thought identity. — Исп.: identidad de percepcion — identidad de pensamiento. — Итал.: identita di percepzione — identita de pensiero. — Португ.: identidade de percepcao (или perceptual) — identidade de pensamento. • Термины, обозначающие у Фрейда то, к чему направлены соответственно первичный и вторичный процессы. Первичный процесс нацелен на воссоздание тождества восприятия тому образу объекта, который возник в результате опыта удовлетворения. Вторичный процесс нацелен на поиски тождества мыслей между собой. • Опыт удовлетворения лежит в основе поиска тождества восприятия, в котором представление выбранного объекта связано с разрядкой, приносящей особенно большое удовлетворение. Отныне субъект обречен стремиться к "повторению восприятия, связанного с удовлетворением потребности" (1а). Первичная галлюцинация есть наиболее короткий путь к достижению тождества восприятия. В общем, такова модель первичного процесса; в другой главе из "Толкования сновидений" Фрейд показал, что установление тождества между двумя образами — это такой тип логических отношений, который лучше всего соответствует сновидному функционированию психики (1b). Тождество мысли находится в двояком отношении с тождеством восприятия: 1) оно представляет собой видоизменение тождества восприятия, поскольку нацелено на освобождение психических процессов от безраздельного господства принципа удовольствия: "Мысль должна интересоваться путями связи между представлениями, с тем чтобы интенсивность этих представлений не вводила ее в заблуждение" (1с). И тогда это видоизменение позволит выявить то, что в логике называется принципом тождества. 2) Оно подчинено тождеству восприятия: "любая сложная работа мысли — от мнесического образа до установления (с помощью внешней реальности) тождества восприятия, есть лишь обходной маневр на пути к исполнению желания, необходимость которого обусловлена опытом" (1d). Хотя определяемые нами здесь понятия и не встречаются в других текстах Фрейда, сама противоположность между первичными и вторичными процессами, рассмотренная под углом зрения мысли и суждения, остается в теории Фрейда центральной. Она возникает перед нами, например, в противопоставлении предметных и словесных представлений*. * Во Франции Д. Лагаш неоднократно подчеркивал значение фрейдовского противопоставления между тождеством восприятия и тождеством мысли и видел в нем, в частности, средство разграничения навязчивых защитных действий, при которых Я остается во власти тождества восприятия, и механизмов отработки*, вводящих в действие сознание, способное сосредоточивать внимание, устанавливать различия и сопротивляться неприятным совпадениям представлений и аффектов: "...объективирующее (само)отождествление, которое сохраняет тождество любого предмета мысли, должно противостоять синкретическому (само)отождествлению..." (2). Отметим также, что различие между этими двумя видами "тождества" не сводимо к привычному противопоставлению аффекта и разума или даже "логики аффекта" и логики разума. "Толкование сновидений" фактически призвано показать, вопреки всем "научным" предрассудкам, что сновидение подчиняется законам изначального функционирования логоса. (1) Freud (S.). a) G.W., II—III, 571; S.E, V, 565; франц., 463. — b) Cf. G.W., II—III, 324 sqq.; S.E., IV, 319 sqq.; франц., 238 sqq. — с) G.W., II—III, 607—608; S.E., V, 602; франц., 491. — d) G.W., II—III, 572; S.E., 566—567; франц., 464. (2) Lagache (D.). La psychanalyse et la structure de la personnalite, 1958. In: La psychanalyse. Paris, P.U.F., 6, 51. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|