|
Стадия либидинальная; libidinal stage (или phase)Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2158Стадия либидинальная Нем.: Libidostufe (или -phase). — Франц.: stade libidinal. — Англ.: libidinal stage (или phase). — Исп.: fase libidinosa. — Итал.: fase libidica. — Португ.: fase libidinal. • Стадия в развитии ребенка, которая характеризуется более или менее ярко выраженной организацией* либидо при ведущем положении той или иной эрогенной зоны и преобладании той или иной формы объектного отношения*. В психоанализе понятие стадии приобретает более широкое значение при определении стадий эволюции Я. • Когда в психоанализе говорят о стадиях, обычно имеют в виду стадии эволюции либидо. Однако интерес Фрейда к "возрастам", "эпохам" или "периодам" развития возникает раньше понятия либидинальной организации, фактически одновременно с открытием истоков психоневротических заболеваний в детском опыте. Так, в 1896 — 1897 гг. Фрейд в своей переписке с В. Флиссом, самостоятельно разработавшим целостную теорию периодов развития (1), стремился установить в детский и переходный периоды последовательность стадий, которую можно было бы определить более или менее точно, причем эта попытка была тесно связана с понятием последействия* и теорией соблазнения*, которые Фрейд разрабатывал в это время. Некоторые из периодов, о которых идет речь ("эпохи событий" — Ereigniszeiten), выступают при этом как периоды "сексуальных сцен", а другие — как "эпохи вытеснения" (Verdrangungszeiten). Эта смена периодов, по Фрейду, лежит в основе "выбора невроза": "Различия неврозов обусловлены временем возникновения сексуальных сцен [...]. Эпохи вытеснения не имеют отношения к выбору невроза, а периоды событий играют здесь решающую роль" (2а). Наконец, переход от одного периода к другому связан с расчленением психического аппарата* на различные системы "записи", причем оба эти перехода — от эпохи к эпохе и от системы к системе — уподобляются более или менее удачному "переводу" (2b). Вскоре у Фрейда возникает мысль о наличии взаимосвязей между последовательностью этих периодов и соответственно преобладанием или отходом на задний план определенных "сексуальных зон" или "эрогенных зон" (анус, рот и глотка, у девочек — клитор). О развитии этой мысли свидетельствует, например, письмо от 14.11.1897: здесь так называемый нормальный процесс вытеснения ставится в прямую зависимость от замены одной сексуальной зоны другой зоной, от "упадка" влияния той или иной сексуальной зоны. Все эти мысли во многом предвосхищают то, что в своем окончательном виде станет теорией стадий либидинального развития. Удивительно, однако, что мы не находим этих идей в первом фрейдовском изложении сексуальной эволюции: позднее они вновь возникают в уточненной форме. В издании 1905 г. "Трех очерков по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie) главное противопоставление развертывается между, с одной стороны, сексуальностью подростка и взрослого, предполагающей ведущее положение гениталий, и, с другой стороны, детской сексуальностью с характерным для нее разнообразием сексуальных целей и соответствующих эрогенных зон (ни о преобладании одной из них, ни о выборе объекта говорить в данном случае не приходится). Подчеркивая эту противоположность, Фрейд стремился прояснить свою мысль об изначально извращенном и полиморфном характере сексуальности (см.: Сексуальность; Автоэротизм). Между 1913 и 1923 г. Фрейд уточнил эту мысль понятием о догенитальных стадиях — оральной*, анальной*, фаллической*. Эти стадии характеризуются особым способом организации* сексуальной жизни. Преобладания той или иной эрогенной зоны недостаточно, чтобы объяснить нормативно-упорядочивающий смысл понятия стадии. Это понятие берет за основу поведение, безусловно, связанное с определенной эрогенной зоной, но встречающееся и на других уровнях объектного отношения*. Так, инкорпорирование, или поглощение, характерное для оральной стадии, оказывается составной частью многих фантазмов, не связанных с едой ("есть глазами", например). * Таким образом, хотя психоанализ обнаружил различные эволюционные процессы, именно либидинальное развитие стало для него прообразом понятия стадии. 1) Фрейд построил временную последовательность [стадий], отличных друг от друга доступом к тому или иному либидинальному объекту: так, субъект последовательно проходит этапы автоэротизма*, нарциссизма*, гомосексуального и, наконец, — гетеросексуального выбора объекта (3). 2) Другой подход предполагает выявление различных этапов развития на пути от господства принципа реальности над принципом удовольствия. Попытка его систематизации была сделана Ш. Ференци (4). 3) По мнению ряда авторов, лишь процесс формирования Я позволяет понять переход от принципа удовольствия к принципу реальности, причем Я "...выступает в этом процессе как независимая переменная" (5). Так, именно развитие Я позволяет отграничить себя [self] от окружающего мира, отсрочить удовлетворения, так или иначе овладеть своими побуждениями и влечениями и т.д. Фрейд призывал к внимательному изучению развития Я и его стадий, однако сам он этим путем не пошел. Впрочем, при постановке этой проблемы, например, в "Предрасположенности к неврозу навязчивых состояний" (Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913), понятие Я еще не имело ни четкого смысла, ни своего собственного места, приобретенных им в "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923). Так, Фрейд предполагал, что "...предрасположенность к неврозу навязчивостей зависит и от момента развития Я в связи с развитием либидо", признавая при этом, что "...стадии развития влечений Я пока еще нам мало известны" (6). Отметим также, что и Анна Фрейд в работе "Я и механизмы защиты" (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936) (7) отказалась от попыток установить временную последовательность в развитии защитных механизмов Я. Складываются ли эти различные подходы в общую картину? Наиболее широкий подход к установлению соответствий между различными стадиями был выдвинут Абрахамом (Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido auf Grund der Psychoanalyse seelicher Storungen, 1924) (8) и дополнен Робертом Флиссом (9). Сам Фрейд не предпринимал попыток построить общую теорию стадий, которая включала бы не только развитие либидо, но также эволюцию защит, Я и т.д.; подобная теория, опираясь на объектное отношение как ключевое понятие, должна была бы охватить единым взглядом эволюцию личности в целом. По-видимому, дело тут не просто в незавершенности фрейдовской мысли: ведь для Фрейда несовпадение между различными эволюционными линиями и возможность диалектических отношений между ними — это одна из главных причин возникновения невроза. И потому, хотя фрейдовская теория весьма способствовала распространению понятия стадиальности в истории психологии, она, однако, была далека по своим главным установкам от генетической психологии с ее стремлением включить каждый момент развития в совокупную объемлющую структуру (10). (1) Cf. Kris (E.). Предисл. к Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse , 1887 — 1902. Нем., 9—12; англ.: 4—8; франц., 2—6. (2) Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887 — 1902. — а) Нем., 175—176; англ., 163 — 165; франц., 145 — 146. — b) Ср. нем., 185 — 192; англ., 173 — 181; франц., 153 —160. (3) Cf. Freud (S.). Psychoanalytische Bemerkungen uber einen autobiographisch beschriebenen Fall von Paranoia (Dementia paranoides), 1911. G.W., VIII, 296 — 297; S.E., XII, 60 — 61; франц., 306. (4) Cf. Ferenczi (S.). Stages in the development of the Sense of Reality 1913. In: First Contributions. (5) Hartmann (H.), Kris (E.) et Loewenstein (M.). Comments on the Formation of Psychic Structure. In: Psa. Study of the Child, II, 1946, II —38. (6) Freud (S.). Die Dispositionen zur Zwangsneurose, 1913. G.W., VIII, 451; S.E., XII, 325; франц. In: R.F.P, 1929, III, 3, 446. (7) Cf. Freud (А.). Франц., Paris, P.U.F., 46—47. (8) Cf. Abraham (К.). Франц., II, 255—313. Passim. (9) Cf. Fliess (R.). An ontogenetic Table. In: Ps. Read., 1942, 254—255. (10) Cf. Symposium de l’Association de Psychologie scientifique de Langue francaise, divers auteurs, Geneve, 1955, Le probleme des stades en psychologie de l'enfant. Paris, P.U.F., 1956. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|