Левченко Евгения Владимировна. Имитационные игры как одно из средств ознакомления детей с художественной литературой.

Имитационные игры как одно из средств ознакомления детей с художественной литературой.Имитационные игры как одно из средств ознакомления детей с художественной литературой.

Так как развитие восприятия детьми художественных произведений является сложным многоступенчатым процессом, этому нужно ребенка учить, используя различные средства: чтение книг, рассматривание иллюстраций, творческое рассказывание, заучивание стихов, потешек, игра и другие.

Точная классификация детских игр затруднительна. Основу классификации игр заложил П.Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению Лесгафта, «…первые игры ребенка бывают всегда имитационные: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умений ими пользоваться…При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался». То есть, Лесгафт разделял игры на имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

 

Вопрос о классификации игр был уточнен в трудах Н.К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры с готовыми материалами (дидактические и подвижные) и игры, которые создаются самими детьми. Вторая группа игр называется творческими играми, в которую входят:

  • режиссерские игры
  • сюжетно-ролевые игры
  • театрализованные игры
  • игры со строительным материалом

Я буду рассматривать имитационную игру, которая тесно связана с игрой драматизацией. При всем многообразии творческих игр в них есть общие черты: дети создают образ персонажа, путем подражательного воспроизведения. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большей мере, способность к умственному и волевому усилиям.

Что же понимать под определением «имитационная игра»? Специального определения имитационным играм нет. Чтобы дать такое определение, необходимо рассмотреть определения таких понятий, как «имитация» и «игра».

Имитация – создание образа, модели некоторого объекта или процесса, его искусственное воспроизведение в целях исследования, обучения, прогнозирования. (9)

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. (9)

Таким образом, имитационная игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, создания образа объекта и процесса путем искусственного, подражательного воспроизведения.

Значит, к имитационным можно отнести те игры, которые относятся к группе творческих, которые в свою очередь делятся на:

  • сюжетно-ролевые
  • конструктивные
  • театрализованные (игры-драматизации)

В основе имитационной игры лежит мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль и выполняет ее в созданной игровой обстановке.

Игра-имитация имеет большое образовательное значение. В имитационных играх происходит сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связи между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Наиболее развернутую характеристику имитационной игре дали В.Я. Платов, М.В. Кларин, Ю.Леманн и К. Шильке, выделяя следующие характерные черты

  • наличие модели среды (не имитирует труд / деятельность конкретных специалистов), но могут быть игры с моделированием социально-исторических условий
  • в игре может быть одна роль, которая тиражирована, могут быть игры с усиленным ролевым компонентом
  • отображение динамического изображения реальности (в игре рассматривается развитие во времени процессов, которые происходят либо очень быстро, либо очень медленно)
  • использование установленной формы (плакат, карта и т. д.) и элементов (фишки, карты, карточки, монеты, модели животных и т. д.), правил (которые динамичны), определителя жребия (кубик, карточки, рулеточное колесо и т.д.)
  • все события в игре должны походить на реальные.

Имитационные игры обладают целым рядом неоспоримых достоинств в младшем школьном возрасте:

  • игровые цепочки достаточно просты, незатейливы, хорошо знакомы детям, несмотря на небогатый социальный опыт) например, они становятся то озорными воробьями, то бабушкиными клубочками, то сонными котятами, а то и просто цветочками)
  • проигрывание знакомых ситуаций не вызывает у детей напряжения и затруднений в процессе совместного с взрослым освоения игрового опыта
  • стихотворное сопровождение цепочки различных действий ритмически организует игры, что позволяет многократно использовать одни и те же движения, каждый раз в соответствии с новой ролью. К тому же, рифмованные строчки легко запоминаются, помогают поддерживать постоянный интерес к имитационным играм и вызывают желание играть в них снова и снова
  • использование звуковых, цветовых, тактильных и зрительных стимулов дает возможность для накопления богатого чувственного опыта в процессе взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, способствует сосредоточению на переживаемых эмоциях
  • участие детей в имитационных играх на правах партнерства облегчает социальную адаптацию, насыщает детей позитивными эмоциями
  • взаимодействуя с другими участниками игры, дети получают возможность изменять игру (дополнять или придумывать варианты действий, сочинять продолжение). Такое сотворчество, несомненно, повышает уверенность детей в своих возможностях, что, в свою очередь, вызывает большую активность и самостоятельность каждого ребенка.

Так же в имитационной игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.

Игра – важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений.

Имитационная игра требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Слушание рассказа наряду с имитационными играми имеет важнейшее значение для формирования этого нового вида внутренней активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. Ведь та активная деятельность, которая происходит при восприятии произведения (ребенок ставит себя на место героя), особенно в начале дошкольного возраста, по своей психологической природе близка к игре.

Опираясь на имитационную игру можно успешно организовать игру-драматизацию, которая представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).

Ребенок не хочет и не умеет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым в произведении событиям. Он пытается вмешаться в них, принять сторону того или иного действующего лица, стремится к реализации идей положительного персонажа не только мысленно, но и действенно и в этом ему поможет игра-имитация, так как она учит ребенка сначала в действии, а потом и с использованием вербальных средств, проникнуть в замысел художественного произведения, понять чувства того персонажа которого он изображает.

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже может с имитировать и воссоздать образ художественного персонажа, так как в данном возрасте формировании игровой деятельности, осуществляет принципиально новый этап в развитии с переходом от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой. В играх детей третьего года проявляются те черты, которые получают развитие впоследствии: подражание взрослым, создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомится с окружающим. В игре появляется роль, а затем и несложный сюжет.

Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Для них становится интересным не только особенности и назначение предметов, функции окружающих людей, но и их взаимодействия и отношения.

В этот период происходят значительные изменения в познавательной сфере детей. С одной стороны, их знания становятся более четкими: они быстро ориентируются в сенсорных характеристиках предметного мира, достаточно легко объединяют предметы не только по внешнему виду, но и по назначению. С другой стороны, в этом возрасте детей привлекают и малореальные «загадочные» явления. Растет интерес к сказкам и стихам.

Дети начинают более точно воспринимать настроение, отношение людей, подражают их интонации. При знакомстве с художественными произведениями они различают ритм, рифму, прозаические и поэтические тексты. Узнают известные им музыкальные произведения (песни, пьесы), называют их, различают их по настроению (веселые, спокойные, грустные).

Все важнейшие новообразования этого возраста зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре. Игра-имитация есть деятельность, где создается образ объекта путем искусственного, подражательного воспроизведения логической части литературного произведения. Так как игра-имитация строится на основе литературного произведения, то и сюжет, роли, поступки героев их речь определена текстом произведения. В играх-имитациях дети передают характер персонажа не только с помощью средств образной выразительности (интонации, мимики, жеста, позы, походки и др.), поскольку действуют от лица персонажей в руле конкретного литературного сюжета. (7. с.301)

Для младших дошкольников организовать игру-имитацию следует таким образом, чтобы детям приходилось воспроизводить действия героев, а затем и небольшие части текста. Текст читает педагог, а дети исполняют определенное действие. Читать стихи лучше 2-3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельных игр. Чтобы дать повод для возникновения самостоятельной игры, можно дать детям игрушки. Это будет своеобразный настольный театр сначала при участии воспитателя, а потом самостоятельно.

Дети младшей группы с увлеченностью перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых им животных, однако развивать и обыгрывать сюжет еще не могут. Дети только подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенности поведения.

Подводя итог, можно сказать, что в младшем дошкольном возрасте игра-имитация имеет свои особенности, так как развитие психических процессов, в том числе и восприятия, детей данного возраста не позволяет в полном объеме понять замысел произведения. Поэтому художественное произведение, разыгрываемое детьми, должно делиться на смысловые, логические части и воспроизводится детьми поэтапно.

Как видим, образовательные и воспитательные возможности имитационной игры широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через литературные образы, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения относительно поведения персонажей. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе имитационной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Просмотров: 699
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Ахмедьянова Алиса Булатовна. Создание игры как форма организации взаимодействия взрослых и детей
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Новикова Виктория Сергеевна. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Мутыгулина Гюзель Салимгареевна. Роль сюжетно-ролевой игры в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста.
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Пичужкина Татьяна Ивановна. Игра-драматизация р.н. с. «Волк и семеро козлят» с элементами сюжетно-ролевой игры «Полиция».
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Карпачёва Алла Владимировна. Логоритмические игры как средство речевого развития у детей среднего дошкольного возраста.
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь