Имитационные игры как одно из средств ознакомления детей с художественной литературой.
Так как развитие восприятия детьми художественных произведений является сложным многоступенчатым процессом, этому нужно ребенка учить, используя различные средства: чтение книг, рассматривание иллюстраций, творческое рассказывание, заучивание стихов, потешек, игра и другие.
Точная классификация детских игр затруднительна. Основу классификации игр заложил П.Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению Лесгафта, «…первые игры ребенка бывают всегда имитационные: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умений ими пользоваться…При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался». То есть, Лесгафт разделял игры на имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
Вопрос о классификации игр был уточнен в трудах Н.К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры с готовыми материалами (дидактические и подвижные) и игры, которые создаются самими детьми. Вторая группа игр называется творческими играми, в которую входят:
- режиссерские игры
- сюжетно-ролевые игры
- театрализованные игры
- игры со строительным материалом
Я буду рассматривать имитационную игру, которая тесно связана с игрой драматизацией. При всем многообразии творческих игр в них есть общие черты: дети создают образ персонажа, путем подражательного воспроизведения. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большей мере, способность к умственному и волевому усилиям.
Что же понимать под определением «имитационная игра»? Специального определения имитационным играм нет. Чтобы дать такое определение, необходимо рассмотреть определения таких понятий, как «имитация» и «игра».
Имитация – создание образа, модели некоторого объекта или процесса, его искусственное воспроизведение в целях исследования, обучения, прогнозирования. (9)
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. (9)
Таким образом, имитационная игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, создания образа объекта и процесса путем искусственного, подражательного воспроизведения.
Значит, к имитационным можно отнести те игры, которые относятся к группе творческих, которые в свою очередь делятся на:
- сюжетно-ролевые
- конструктивные
- театрализованные (игры-драматизации)
В основе имитационной игры лежит мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль и выполняет ее в созданной игровой обстановке.
Игра-имитация имеет большое образовательное значение. В имитационных играх происходит сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связи между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Наиболее развернутую характеристику имитационной игре дали В.Я. Платов, М.В. Кларин, Ю.Леманн и К. Шильке, выделяя следующие характерные черты
- наличие модели среды (не имитирует труд / деятельность конкретных специалистов), но могут быть игры с моделированием социально-исторических условий
- в игре может быть одна роль, которая тиражирована, могут быть игры с усиленным ролевым компонентом
- отображение динамического изображения реальности (в игре рассматривается развитие во времени процессов, которые происходят либо очень быстро, либо очень медленно)
- использование установленной формы (плакат, карта и т. д.) и элементов (фишки, карты, карточки, монеты, модели животных и т. д.), правил (которые динамичны), определителя жребия (кубик, карточки, рулеточное колесо и т.д.)
- все события в игре должны походить на реальные.
Имитационные игры обладают целым рядом неоспоримых достоинств в младшем школьном возрасте:
- игровые цепочки достаточно просты, незатейливы, хорошо знакомы детям, несмотря на небогатый социальный опыт) например, они становятся то озорными воробьями, то бабушкиными клубочками, то сонными котятами, а то и просто цветочками)
- проигрывание знакомых ситуаций не вызывает у детей напряжения и затруднений в процессе совместного с взрослым освоения игрового опыта
- стихотворное сопровождение цепочки различных действий ритмически организует игры, что позволяет многократно использовать одни и те же движения, каждый раз в соответствии с новой ролью. К тому же, рифмованные строчки легко запоминаются, помогают поддерживать постоянный интерес к имитационным играм и вызывают желание играть в них снова и снова
- использование звуковых, цветовых, тактильных и зрительных стимулов дает возможность для накопления богатого чувственного опыта в процессе взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, способствует сосредоточению на переживаемых эмоциях
- участие детей в имитационных играх на правах партнерства облегчает социальную адаптацию, насыщает детей позитивными эмоциями
- взаимодействуя с другими участниками игры, дети получают возможность изменять игру (дополнять или придумывать варианты действий, сочинять продолжение). Такое сотворчество, несомненно, повышает уверенность детей в своих возможностях, что, в свою очередь, вызывает большую активность и самостоятельность каждого ребенка.
Так же в имитационной игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.
Игра – важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений.
Имитационная игра требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Слушание рассказа наряду с имитационными играми имеет важнейшее значение для формирования этого нового вида внутренней активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. Ведь та активная деятельность, которая происходит при восприятии произведения (ребенок ставит себя на место героя), особенно в начале дошкольного возраста, по своей психологической природе близка к игре.
Опираясь на имитационную игру можно успешно организовать игру-драматизацию, которая представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).
Ребенок не хочет и не умеет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым в произведении событиям. Он пытается вмешаться в них, принять сторону того или иного действующего лица, стремится к реализации идей положительного персонажа не только мысленно, но и действенно и в этом ему поможет игра-имитация, так как она учит ребенка сначала в действии, а потом и с использованием вербальных средств, проникнуть в замысел художественного произведения, понять чувства того персонажа которого он изображает.
В младшем дошкольном возрасте ребенок уже может с имитировать и воссоздать образ художественного персонажа, так как в данном возрасте формировании игровой деятельности, осуществляет принципиально новый этап в развитии с переходом от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой. В играх детей третьего года проявляются те черты, которые получают развитие впоследствии: подражание взрослым, создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомится с окружающим. В игре появляется роль, а затем и несложный сюжет.
Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Для них становится интересным не только особенности и назначение предметов, функции окружающих людей, но и их взаимодействия и отношения.
В этот период происходят значительные изменения в познавательной сфере детей. С одной стороны, их знания становятся более четкими: они быстро ориентируются в сенсорных характеристиках предметного мира, достаточно легко объединяют предметы не только по внешнему виду, но и по назначению. С другой стороны, в этом возрасте детей привлекают и малореальные «загадочные» явления. Растет интерес к сказкам и стихам.
Дети начинают более точно воспринимать настроение, отношение людей, подражают их интонации. При знакомстве с художественными произведениями они различают ритм, рифму, прозаические и поэтические тексты. Узнают известные им музыкальные произведения (песни, пьесы), называют их, различают их по настроению (веселые, спокойные, грустные).
Все важнейшие новообразования этого возраста зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре. Игра-имитация есть деятельность, где создается образ объекта путем искусственного, подражательного воспроизведения логической части литературного произведения. Так как игра-имитация строится на основе литературного произведения, то и сюжет, роли, поступки героев их речь определена текстом произведения. В играх-имитациях дети передают характер персонажа не только с помощью средств образной выразительности (интонации, мимики, жеста, позы, походки и др.), поскольку действуют от лица персонажей в руле конкретного литературного сюжета. (7. с.301)
Для младших дошкольников организовать игру-имитацию следует таким образом, чтобы детям приходилось воспроизводить действия героев, а затем и небольшие части текста. Текст читает педагог, а дети исполняют определенное действие. Читать стихи лучше 2-3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельных игр. Чтобы дать повод для возникновения самостоятельной игры, можно дать детям игрушки. Это будет своеобразный настольный театр сначала при участии воспитателя, а потом самостоятельно.
Дети младшей группы с увлеченностью перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых им животных, однако развивать и обыгрывать сюжет еще не могут. Дети только подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенности поведения.
Подводя итог, можно сказать, что в младшем дошкольном возрасте игра-имитация имеет свои особенности, так как развитие психических процессов, в том числе и восприятия, детей данного возраста не позволяет в полном объеме понять замысел произведения. Поэтому художественное произведение, разыгрываемое детьми, должно делиться на смысловые, логические части и воспроизводится детьми поэтапно.
Как видим, образовательные и воспитательные возможности имитационной игры широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через литературные образы, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения относительно поведения персонажей. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе имитационной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
|